Жанровая система древнерусской литературы. Своеобразие процесса жанроообразования в литературе 11-17 вв

janry-v-drevnerussksoj-literature

В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. 

Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Например, в жанре торжественного «слова», произносимого в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В жанре «поучения» обличались пороки, прославлялись добродетели.

Об истории мира рассказывали «хронографы»; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории.

Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография.

Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.

В хождениях (хожениях) рассказывалось о путешествиях на святую землю Палестину.

Каждый жанр древнерусской лит-ры обладал устойчивой внутренней композиционной структурой и имел свой стилистический шаблон.

В этом перечне основных жанров древней литературы не встречаются ведущие жанры литературы нового времени: ни бытовой роман или повесть, отражающая частную жизнь простого человека, ни поэзия. Некоторые из этих жанров появятся в последний период, в основном в 17 веке.

Понятие «произведение» было более сложным в средневековой литературе, чем в новой. Отдельные части произведения могли принадлежать разным жанрам. Произведение — это могло быть одновременно и летопись, и входящие в нее отдельные повести, жития, послания.

Такая нечеткость между границами жанров обусловлена тем, что  не было вообще строго определяемых границ между произведениями, между жанрами, даже между литературой и другими искусствами. Эта мягкость и зыбкость структуры, как указывал Лихачев, всегда является признаком молодости общества, младенческого состояния его культуры. Но это и делает культурный «организм» восприимчивым, гибким, легким для последующего развития.

Однако, все же существовало основное разграничение в в древнерусской литературе:

это разграничение жанровых систем на литературу церковную и мирскую (светскую).

 Если церковная литература стремилась в чистоте использовать древнеславянский язык, то в произведениях мирской литературы еще в ранний период стали широко проникать элементы живой разговорной речи (собственно древнерусский язык).

Церковная литература

Жанровая система церковной литературы сформировалась в Византии и стала известна на Руси после принятия христианства. Эта жанровая система отличалась большей устойчивостью и консерватизмом. Однако здесь нельзя говорить о жанрах в современном понимании. Это были своего рода каноны, закрепленные постановлениями церковных соборов и преданием – традицией и уставом (это жития, слова, проповеди).

Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Её значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе.

СТРУКТУРА ЦЕРКОВНЫХ ЖАНРОВ

1.Верхнюю ступень занимали книги «священного писания»,

вслед за ними шла церковная гимнография и «слова», связанные с толкованием «писания». Эти «слова» обычно объединялись в сборники под особым названием — «торжественники», или триоди. Триоди были цветные (праздничные) и постные.

2.  Затем следовали жития – идеализированные описания жизни и подвигов так называемых святых. Жития также объединялись в сборники со своими особыми названиями. Это были либо Прологи – сборники кратких житий, предназначавшихся для церковных служб. Либо ЧетЬи – минеи (месячные чтения) – сборники подробных житий, расположенных по дням месяца.

3.Патерики (Отечники) – рассказы о жизни монахов.

 

Переходные произведения от церковных жанров к мирским

 Но появляющиеся русские святые вызывают необходимость в новых житиях.  Создается целый ряд произведений житийной оригинальной древнерусской (то есть не переводной) литературы.

Так же как и княжеские жития, на грани перехода от церковных жанров к мирским находятся «хожения» — путешествия, описания паломничества к «святым местам».

Однако появляются и произведения абсолютно оригинального характера со своим жанровым своеобразием. Они относятся к мирской (нецерковной)  литературе.

 

Мирская литература

В среденевековое время возникла необходимость не только в своих русских житиях, но Также в своих проповедях и своих публицистических сочинениях, посвященных насущным явлениям местной действительности. Надо было найти место русскому народу в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали нам переводные хроники из Византии и возникшие на их основе сочинения.

И вот рождается новый жанр, которого не знала византийская литература, — летописание. 

Система жанров светской литературы менее иерархична.

Господствующее положение здесь занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, а также со злом княжеских усобиц.

Особенно много исторических повестей возникает в период татаро-монгольского ига. «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», Китежская легенда, рассказы о щелкановщине, о нашествии на Москву Тамерлана, Тохтамыша, различные повествования о Донской битве («Задонщина», летописная повесть о Куликовской битве, «Слово о житии Дмитрия Донского», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.) — произведения, имевшие огромное значение в росте русского национального самосознания, в политическом развитии русского народа.

 

К повести примыкают историческое сказание и предание. В основе сказания лежит какой – либо исторический эпизод, в основе предания – устная легенда.

Особое место среди мирских жанров занимают «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Моление Даниила Заточника». Именно эти произведения свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутого Древней Русью в 11 – первой половине 13 века.

Необычен жанр «Слова о полку Игореве» (в нем соединены жанровые признаки ораторского и эпического произведений, а также  фольклорных лирических жанров — песни, славы и плача), «Моления» Даниила Заточника (произведения, испытавшего влияние скоморошьего балагурства), «Слова о погибели Русской земли» (произведения, близкого к народным плачам, но имеющего необычное для фольклора политическое содержание).

В XV веке на основе житийного жанра появляется историко-бытовая повесть («Повесть о Петре и Февронии», и многие другие).

Развитие древнерусской литературы 11 – 17 вв идет путем постепенного разрушения устойчивой системы житийных жанров, их трансформации, жанры мирской литературы подвергаются беллетризации (появляется вымысел и развлекательный характер). В них все больше находит отражение интерес к внутреннему миру человека.

Интерес к простому человеку, обмирщение в 17 в. – появляются автобиографии: 

здесь и житие матери, составленное сыном («Житие Иулиании Осоргиной»), и собственно автобиографии — Аввакума и Епифания, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске.

Одновременно в XVII веке развивается целый обширный раздел литературы — литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в ее самых разнообразных жанрах (сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче»),

Так постепенно в произведениях древнерусской литературы на смену историческим героям приходят герои вымышленные.

Сравнительно поздно появляется систематическое стихотворство — только в середине XVII века. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новела.

Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче Тишайшем, середина 17в). Место его занимали ранее скоморошьи представления.

Особую роль в литературе XVII века начинает играть историческая легенда («Сказание о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»).

Итак, развитие русской литературы XI–XVII веков идет путем постепенного отпочкования от канонов византийской литературы. Происходит постепенное разрушение заимствованной устойчивой системы церковных жанров, идет их переработка, трансформация.

Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением