«Слово о полку Игореве» -  история открытия и публикации, основные проблемы изучения

Slovo-o-polku-Igoreve-istoria otkrutyia 

Рассмотрим историю обнаружения, переводов и публикаций « Слова о полку Игореве» — самого яркого памятника древнерусской литературы. Поговорим об основных проблемах изучения этого текста.

Об этом произведении создано столько исследований, как ни об одном другом произведении во всей мировой литературе (около 15 тысяч). Некоторые исследователи (Ужанков А.) считают, что это самое известное произведение мировой литературы, по крайней мере среди литературоведов. Обусловлено это абсолютной исключительностью поэтики и загадками, связанными с непоисторией создания, хранения, с авторством текста. Не до конца (или вернее не для всех) доказана даже подлинность текста (то есть его принадлежность к средневековью).

Большинством исследователей считается, что произведение создано не ранее 1185—1187 г. и не позднее начала XIII века.

Первый перевод со старославянского — графа Мусина-Пушкина, то есть того, кто нашел и открыл эту рукопись. На сегодняшний день произведение существует в более чем ста языковых вариантах и переводах самых известных поэтов и специалистов. 

Сегодня наиболее известны публикации «Слова о полку» в переводах В.А.Жуковского, Н.А.Заболоцкого и Евтушенко, дословный перевод Д.С. Лихачева.

 

История обнаружения рукописи

 

В конце 1780-х — начале 1790-х годов «Слово» было обнаружено известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в при­обретенном им у монахов сборнике рукописей.

В 1795—1796 г. граф произвел копию с рукописи «Слова» для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена графом с древнерусской скорописи, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована. После гибели подлинника (рукописи) «Слова», сгоревшего во время пожара Москвы 1812 года вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, именно это первое печатное издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике.

Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы «Слова», постепенно совершенствовавшие первый перевод Мусина-Пушкина, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова и строки).

Сам граф утверждал, что он приобрел «Слово» в числе других книг у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля.

Однако эта версия, долгое время считавшаяся общепринятой, была подвергнута сомнению в исследованиях 1990-х годов.  По ним Мусин-Пушкин, будучи обер-прокурором Синода, получил сборник, содержавший «Слово», из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) зимой 1791—1792 года и присвоил его.

Другие же полагают, что рукопись была взята из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (Кострома). (Поскольку в «Слове» много схожего с характером Ипатьевской летописи о походе Игоря, которая в целом настроена более сочувственно к образу князя Игоря).

 

История публикации

В конце XVIII в. А. И. Мусин-Пушкин совместно с архивистами А. Ф. Малиновским и Н. Н. Бантыш-Каменским готовит «Слово» к публикации. Оно было издано в 1800 г. Однако двенадцать лет спустя все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, и в их числе — сборник со «Словом», погибло в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона.

Важную роль в истории изучения «Слова» сыграло его издание в 1844 году Д. Н. Дубенским, в подробном комментарии к которому отстаивалась подлинность «Слова».

Большое значение в истории изучения текста поэмы имели издания «Слова», предпринятые в 1866 и 1868 годах Н. С. Тихонравовым. Ученый внес в текст много исправлений, дал интересный комментарий.

Особенно большое количество работ, посвященных «Слову», появляется в 70-е годы XIX века., А. Веселовский и др отвергали самостоятельность «Слова о полку Игореве», усматривая в нем лишь отражение влияний либо древнегреческой литературы (П. П. Вяземский), либо южнославянской (В. Миллер).

 

С опровержением их точек зрения выступил в 1876 году А. А. Потебня. В книге «Слово о полку Игореве». Текст и примечания» он доказал, что «Слово» не «сочинено по готовому византийско-болгарскому или иному шаблону». Это произведение, по мнению исследователя, «оригинально и самобытно, оно все проникнуто народно-поэтическими элементами».

 

Проблемы изучения

 

Проблема подлинности памятника и проблема даты создания

Гибель единственной дошедшей до нового времени рукописи «Слова» создала значительные трудности в изучении памятника. Не был достаточно ясен состав сборника, не установлена его дата. Выяснилось, что издатели не совсем точно передали подлинный текст «Слова», в ряде случаев не смогли верно прочесть отдельные написания или не заметили явные опечатки. К тому же за неимением первоначальной рукописи возникли даже сомнения в подлинности произведения, то есть что оно действительно написано в средневековье, а не современным автором.

Прения по этим вопросам продолжаются до сих пор. Многие современные ученые называют вопрос о «Слове о полку Игореве» детективной историей.

Казалось бы, многие исследования последних лет убедительно доказали, что «Слово» могло быть написано вскоре после изображенного в нем второстепенного исторического события — неудачного похода Игоря на половцев.

Характер изложения, обилие в памятнике намеков, понятных только современникам событий, злободневность некоторых проблем именно для конца XII в. — все это относит памятник к 12 веку (первый период развития средневековой литературы, Литература Киевской Руси).

Что не позволяет принять гипотезы тех ученых (Д. Н. Альшица, Л. Н. Гумилева), которые предлагали датировать памятник XIII в (2 период развития средневековой литературы, период феодальной раздробленности) .

Продолжаются, однако, попытки более точно датировать «Слово» в пределах последних десятилетий XII в.  Например говорят о том, что здравица, провозглашенная в конце «Слова» в честь Всеволода Святославича, не могла быть уместной после смерти этого князя, а он умер в 1196 г, и, следовательно, «Слово» написано не позднее этой даты.

По мнению Н. С. Демковой, «Слово» было написано в период 1194—1196 гг. Автор считает, что поэма могла быть создана только после смерти Святослава Киевского (1194 г.), поскольку в конце «Слова» ему не провозглашается слава.

Итак, вопрос о точной датировке памятника все еще остается открытым. Напомним, что до сих пор раздаются голоса в защиту версии, что памятник был вообще создан  в Новое время, то есть подделан в 18 веке неким гениальным автором, знатоком древнерусских рукописей.

Так, уже в момент первой публикации в 1800 году профессор М. Т. Каченовский и писатель О. Сенковский утверждали, что в нашей древней литературе нет ни одного произведения, которое бы по своему художественному уровню приближалось к «Слову».

И нельзя  с ними не согласиться, они абсолютно правы. Язык «Слова»,  заявляли они, не находит себе соответствий в языке других памятников письменности.

А. Мазон первоначально считал, что автором Слова» был А. И. Мусин-Пушкин или кто-то из его современников; в связи с вопросом о времени создания «Слова» он проявлял значительный интерес к деятельности ярославского архимандрита Иоиля Быковского, предполагаемого первого владельца рукописи «Слова». А. А. Зимин прямо утверждает, что этот архимандрит и был автором «Слова», а затем в написанный им текст были сделаны некоторые вставки Мусиным-Пушкиным.

Точка зрения скептиков вызвала горячую отповедь со стороны других ученых и писателей. Страстно отстаивал подлинность «Слова» А. С. Пушкин Он утверждал, что подделать своеобразный средневековый дух произведения не смог бы ни один автор нового времени.

В 1852 году найдено новое произведение в подлиннике, «Задонщина», времени куликовской битвы, в тексте которой обнаруживаются прямые параллели со  «Словом о полку Игореве».

Подобные  факты свидетельствовали о подлинности «Слова» ( о его принадлежности именно средневековому автору) и доказывали несостоятельность точки зрения скептиков.

В наши дни в 21 веке академик А. Зализняк, специалист по древнерусскому языку,  подробно доказывает невозможность подделать «Слово о полку Игореве» каким-либо автором Нового времени, и доказывает, что памятник был создан в 12 веке, а переписан в 15 веке, привлекая лингвистические доказательства (не менее 50 аргументов).

Некоторые исследователи считают, что «Слово о полку Игореве» относится к более позднему периоду – XV – XVI векам. Они утверждают, что образцом, послужившим для написания «Слова», стала «Задонщина» — древнерусский памятник литературы, свидетельствующий о Куликовской битве, о Дмитрии Донском. А как известно, наиболее вероятная дата написания «Задонщины» — начало XV века.

 

Итак, «Слово о полку Игореве» хотя и отличается необыкновенной яркостью  и поэтичностью на фоне произведений древнерусской литературы, все же не было одиноким памятником своего времени. Это ясно не только потому, что оно принадлежало к тому же стилю монументального историзма, к которому принадлежали и все другие произведения того же времени. В нем отразилась та же пропаганда сознание единства Руси, которым жили все русские произведения XII — первой трети XIII веков.

Но окончательно опровергнуть гипотезу о фальсификации «Слова» невозможно за неимением средневекового подлинника.

 

Проблема авторства

Не менее сложно обстоит вопрос об авторе «Слова». Многочисленные попытки установить, кем именно было написано это произведение, по существу, сводились к поискам известных нам современников похода, которые могли написать «Слово». Но мы не располагаем никакими косвенными и прямыми данными, которые позволили бы отдать предпочтение кому-либо из этих гипотетических авторов.

Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» высказал убеждение, что «Слово» написано «без сомнения, мирянином, ибо монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих». 

То, что автор «Слова о полку Игореве» был лицом не духовным, то есть не церковным, признается подавляющим большинством исследователей. (Поскольку в «Слове» огромное количество языческих образов, там действуют языческие боги).

Переводчик С. Чернов видит в упоминании имени Ходыны в конце текста скрытую авторскую «печать» — «сфрагиду»( средневековый лит. прием), в которой автор обозначает свое имя.

Б. А. Рыбаков утверждает, что автор «Слова» — это киевский боярин, тысяцкий (старший дружинник князя Игоря) Петр Бориславич.

Характерно, что Рыбаков так резюмирует свои наблюдения: «Здесь мы, вероятно, навсегда останемся в области гипотез».

Впрочем, безымянному автору можно дать характеристику: это был человек с широким историческим кругозором, отлично разбирающийся в сложных политических перипетиях своего времени, патриот, сумевший подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских интересов, талантливый писатель, знаток и ценитель памятников древнерусской оригинальной и переводной книжности и в то же время хорошо знающий устное народное творчество.

Только сочетание всех этих знаний, умений, высокого художественного вкуса, глубокого чувства слова и ритма позволило ему создать произведение, составившее славу древнерусской литературы старшей поры.

Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества. Аргументами для такого заключения служат отличное знание им междукняжеских отношений, профессиональная осведомленность в военном деле, независимость авторской позиции. 

Но есть и другая точка зрения. По мнению ППОхрименко, независимость позиции автора «Слова» свидетельствует как раз против его принадлежности к феодальной верхушке.

Охрименко считает, что создатель «Слова» был из людей неимущих, но пользовавшихся определенной независимостью. Такое положение в феодальном обществе, в том числе Киевской Руси, в ряде случаев занимали наставники, советники, учителя властителей... 

Положение наставника, учителя, советчика позволяло говорить даже самым высоким представителям феодальной верхушки откровенную, нередко горькую правду, что и делал автор «Слова о полку Игореве» по отношению к Игорю и многим другим князьям. При этом обычно не возникало большого риска для такого наставника-учителя, ибо к нему, по многовековой традиции морального кодекса, отношение даже высокопоставленного воспитанника было, как правило, снисходительным и уважительным. Таким образом, наиболее вероятно, что автором «Слова о полку Игореве» был наставник, учитель и советчик Игоря Новгород-Северского.

Мысль о том, что автор «Слова о полку Игореве» был профессиональным поэтом-певцом, в последнее время приобретает все большее число сторонников. Многие особенности «Слова», такие, например, как прекрасное знание автором междукняжеских отношений, исторических преданий, военного дела, охотничьего искусства и т. д., полностью объяснимы, если признать автора не только профессиональным поэтом, но и человеком, близким к какому-либо из князей того времени.

Разумеется, предположение о том, что автор «Слова» был профессиональным поэтом-певцом, приближенным Игоря и Святослава, — такая же гипотеза, как и все остальные. 

Но поиски имени автора, основанные на данных самого «Слова» и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом. Обоснованными могут быть лишь общие соображения типологического характера.

Таким образом, вопрос об имени автора «Слова о полку Игореве» до сих пор остается открытым и ждет своего решения.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением