«Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Анализ повести по плану

  1. История создания повести

Свободолюбивый Пушкин, переживший трагический суд над своими друзьями-декабристами в 1825 году, продолжает размышлять на тему вольности и тирании, монархии и революции, на тему положения народа в русском государстве. Он задумывается о событиях русской истории, в которых ранее фигурировали восстания, пытается их переосмыслить. Поэтому он заинтересовывается историей пугачевского бунта середины 18 века.

В 1832 году, запросив у императора доступ к историческим архивам, Пушкин сначала хотел ограничиться лишь описанием фактов в духе Карамзина. Интерес автора к теме неподделен: он читает семейные письма, ездит по городам вдоль Волги и Урала, знакомясь с потомками участников или свидетелей «пугачевщины».

Кардинально ознакомившись со всеми деталями, он уже не мог устоять перед созданием яркого художественного произведения, ведь в его творческой голове, помимо воли, зарождались живые образы, полные глубокого нравственного смысла. И вот в 1836 году последнее прозаическое произведение Пушкина опубликовано в его журнале «Современник». 

  1. Жанр произведения

«Капитанская дочка» — историческая повесть, так как речь идет о сравнительно небольшом временном отрезке из жизни персонажей на фоне ярких и важных событий отечественной истории, а именно — дни пугачевского восстания и последующие судебные процессы.

3. Название произведения

Название повести ставит во главу угла не главного героя, Петра Гринева, а его избранницу, Машу Миронову, дочь капитана Миронова. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть необыкновенное значение, которое принадлежит Маше в судьбе Гринева. Ведь девушка станет не просто его невестой, а невольной причиной его измены формальному уставу, а значит, и причиной ошибочного царского суда над ним. В итоге, поняв свою главную роль в том, что Гринев оказался осужден, она решится стать его спасительницей. Сила духа Маши и ее верность оказываются не менее сильными, чем чувства и благородство Гринева, поэтому повесть названа в ее честь.

4. Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Гринева, вымышленного непосредственного участника событий, оказавшегося волей судьбы в Оренбургской крепости на службе, в эпицентре бунта. Этот образ явился результатом многолетнего изучения Пушкиным судеб многих людей, имевших отношение к пугачевскому времени и восстанию.

5. Тема произведения – восстание Емельяна Пугачева и его пребывание на Урале царем -самозванцем в 1774 году.

6. Основная идея повести – благородство души всегда побеждает и является главным достоинством человека. Эта идея прекрасно выражена через противостояние образов Петра Гринева, доброго и честного по натуре, и Алексея Швабрина, его подлого и беспринципного сослуживца.

Еще одна (подспудная, политическая) идея повести – народный бунт в 18 веке был бесполезен, жалок и обречен перед лицом сильной и грозной русской монархии.

7. Проблематика произведения.

Присутствуют несколько проблематических пластов:

 

-социальная проблематика

(конфликт народа и монархии, выражен через тему бунта)

 

-нравственная проблематика –

наиболее ярко выраженная и разветвленная:

-проблемы долга, чести как в социальном смысле (преданности своей изначальной присяге) так и в личной жизни ( верности близкому человеку)

-также к нравственной проблематике принадлежит отдельная проблема милосердия.

 

8. Сюжет повести – юный, едва оперившийся, барчонок Петр в сопровождении своего «дядьки», крепостного Савельича, отправляется на службу в далекий Оренбург по настоянию отца. На Урале он знакомится сначала с самим Пугачевым (не зная того), затем с комендантом Оренбургской крепости капитаном Мироновым, его дочерью Машей и офицером Швабриным. Внезапно настает период смуты – власть резко меняется, приходит бунтовщик Пугачев, родители Маши погибают при защите крепости, Швабрин, изменив офицерской чести и став на сторону Пугачева, обретает власть и понуждает Машу выйти за него замуж. Чтобы спасти ее, Гринев мечется то в Оренбург, то обратно, и принимает помощь самого Пугачева, чтобы спасти Машу от Швабрина. Таким образом, связавшись с бунтовщиком, Гринев оказывается государственным изменником. Лишь Маше удается его оправдать, встретившись с государыней и получив ее прощение.

9. конфликты повести:

-политический (восстание самозванца, нарекшего себя истинным царем и причиняющий много зла, например, гибель родителей Маши при осаде крепости): «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»)

-моральный ( Гринев оказывается в ситуации, когда под страхом смерти его принуждают поклониться новому «царю», но он отказывается изменить своей присяге)

-любовный (любовный треугольник: Маша Миронова отвергает Швабрина, но привязывается ко Гриневу и терпит впоследствии угрозы от Швабрина)

-нравственный конфликт

Нравственный конфликт показан в повести особенно глубоко и разносторонне:

-проблема любви, дружбы и ненависти (Швабрин ненавидит своего соперника Гринева и пытается сжить его со свету)

-проблема верности и подлости (измены).

-проблема милосердия. Гринев всегда милосерден как человек и в результате получает милосердие со стороны двух противоположных сил — и Пугачева, и Екатерины. 

10. ключевые эпизоды 

-для понимания нравственной проблематики (тема чести):

Гринев отдает Зурину проигранные 100 рублей; ссора со Швабриным из-за клеветы на Марью Ивановну; смелое участие Гринева, в противоположность большинству, в защите крепости; отказ поцеловать руку Пугачеву и служить ему, в момент захвата крепости; отказ впутывать имя Марьи Ивановны во время допроса на суде.

тема милосердия, любви, верности: Гринев приглашает «вожатого» в трактире за стол, дарит ему тулуп; Савельич в момент казни офицеров просит, чтоб казнили его вместо Гринева; Василиса Егоровна отказывается покидать мужа в момент приступа, предпочитая погибнуть вместе; Савельич отказывается отпускать Гринева одного из Оренбурга, предпочитая поехать вместе с ним, чтобы вместе и погибнуть; Гринев сдается казакам в степи, чтобы вызволить Савельича; Гринев прощает Швабрина и после дуэли, и после отбытия из крепости;

11. Эпиграфы

Эпиграфы  к каждой главе кратко резюмируют содержание соответствующей главы, предвосхищая развитие событий, служа своеобразным спойлером, как сегодня бы сказали.

Практически все эпиграфы в этой повести взяты либо из авторов 18 века, эпохи, которая показывается в повести, либо из старинных русских песен или пословиц. Возможно, автор этим хотел подчеркнуть, что в 18 веке еще существовали понятия нравственности, верности, чистоты, смысла жизни, которые в 19 веке начали гаснуть (что было выражено в романе Пушкина «Евгений Онегин»).

Поставлен эпиграф и ко всей повести в целом – русская пословица «береги честь смолоду». Этот эпиграф ясно указывает на главную тему произведения. Это тема чести – человеческой, дворянской, чести воинской или чести девической. И дейтсвительно, что такое честь — именно это мы понимаем в процессе чтения произведения.

  1. Система образов

Главные герои  — Гринев, Маша Миронова, Емельян Пугачев

второстепенные: положительные – родители Гринева, Савельич, капитан Миронов и его супруга, Екатерина Великая

отрицательные- Швабрин

(Подробнее о героях читайте отдельные статьи по ссылкам).

  1. Художественные особенности произведения

Как это обычно свойственно Пушкину, произведение написано предельно простым и ясным слогом, с юмором, пронизывающим порой даже серьезные сцены. Не случайно верный спутник Гринева – образ Савельича, насквозь пронизанный добрым авторским юмором. О юморе хочется сказать подробнее: например, генерал в Оренбурге читает письмо к нему от отца Гринева. Это пример юмористического эпизода в повести:

Что такое ешовы рукавиц? Это, должно быть, русска поговорк... Что такое «дершать в ешовых рукавицах?» — повторил он, обращаясь ко мне.
— Это значит, — отвечал я ему с видом как можно более невинным, — обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах.
— Гм, понимаю... «и не давать ему воли»... нет, видно ешовы рукавицы значит не то... 

 

Еще один пример юмористического повествования в повести:

Василиса Егоровна сдержала свое обещание и никому не сказала ни одного слова, кроме как попадье, и то потому только, что корова ее ходила еще в степи и могла быть захвачена злодеями. Вскоре все заговорили о Пугачеве.

 

Наконец, наиболее наполнен юмористическими свойствами образ Савельича с его беспрестанной памятью об отданном Пугачеву заячьем тулупе -  например, в эпизоде окончательного отбытия Гринева из Белогорской крепости:

 

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок».
— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану.
Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал, или пренебрег неуместным намеком.

 

 

Пример иронии — в характеристике оренбургского генерала, которую дает Гринев:

 

Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон. 

 

Другой пример иронии  в тексте – это ироническое противопоставление (изба –дворец) в эпизоде взятия Гринева казаками:

 

У ворот стояло несколько винных бочек и две пушки. «Вот и дворец, — сказал один из мужиков, — сейчас об вас доложим». Он вошел в избу.

 

Автору совершенно чужд любой драматизм (выспренность, пафос). О гибели коменданта и его жены, об аресте Гринева, о трагическом конце Пугачева – обо всем повествуется также просто и кратко, как о любом другом самом обыденном происшествии в повести. Этим автор хотел подчеркнуть скромный характер главного героя, пишущего воспоминания своей жизни.

Вывод:

Основной смысл повести — заставить читателя задуматься, как человек должен вести себя в переломный момент истории, когда шатается власть, шатаются устои, и, образно говоря, кибитку жизни заносит снегом бурана. Как достойно вести себя человеку в сложной ситуации, когда возникает опасность для жизни?

Гринев верен своему долгу и потому получит уважение обоих антагонистов — как Екатерины, которая поймет свою ошибку, так и Пугачева, который признает право Гринева на верность своей присяге. Так Пушкин показывает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Если надо, не стоит бояться и умереть за свою честь. Именно так поступает Гринев, всегда говоря правду Пугачеву. Итак, главное, по мысли автора  — это сохранить собственное чувство достоинства и самоуважение. Честь гораздо дороже жизни, — это несомненная идея произведения. В этом убежден и отец Гринева, и комендант Миронов, и любой человек того времени, желающий называться «благородным».

Однако столь счастливого торжества чести и благородства не произошло бы (а произошла бы казнь главного героя наравне с другими честными офицерами), если бы не другая сторона Гринева — его человечность и милосердие. Именно эти качества завоевали как дружбу Пугачева ( и в результате спасенная жизнь Гринева), так и любовь Маши Мироновой, которая в итоге также вызволяет героя из беды.

В повести проводится идея того, что за малый, эпизодический добрый поступок человек получает великое вознаграждение. Доброе слово, стакан водки и заячий тулуп, бескорыстно подаренный незнакомцу, приведут Гринева к дружбе с этим могущественным человеком, который будет ему покровительствовать  в самые опасные моменты жизни. А доброе отношение Гринева к Маше (вспомним первое застолье у коменданта, когда он переменил тему, увидев ее слезы, а также его дуэль за честь Маши) приведут к тому, что он обретет самую верную и чистую любовь со стороны этой героини.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением