Анализ сочинения по картине В.Максимова «Все в прошлом»

sochinenie-po-kartine

Максимов. «Все в прошлом».

 

Мы уже говорили о том, как писать сочинение по картине.

Сегодня я представлю вам вариант такого типа сочинения и подробно объясню приемы его написания.

Вариант сочинения :

«Русский художник Василий Максимов творил в конце девятнадцатого века и остался в памяти потомков в основном как автор одной картины, « Все в прошлом», оконченной в 1889 году. По многим приметам мы понимаем, что перед нами барыня и ее верная служанка.

С первого взгляда у нас возникает вопрос – почему же они сидят напротив этой простой избы, и кому принадлежит господский дом поодаль? Название картины и ее анализ помогают нам ответить на этот вопрос.

Если присмотреться, то видно, что окна красивого здания заколочены, а напротив него – поваленные и засохшие, неухоженные деревья. Значит, в доме уже давно никто не живет. Судя по всему, обедневшая барыня вынуждена жить на склоне лет в простой избе вместе со своей горничной.

На полотне контрастируют два плана – задний план, светлый, в лазурно-золотистых тонах, показывает остатки прежней роскоши. Передний же план, более затемненный, показывает унылое настоящее, почти полностью лишенное какого-либо движения. Образы этих женщин в свою очередь тоже очень контрастны, что делает картину особенно выразительной и запоминающейся. Госпожа откинулась в кресле, праздно сложив руки, и думает о чем-то своем. Ее облик выдает женщину умную и гордую. Она не пытается разговориться со своей бывшей крепостной, которая, несмотря на столь же преклонный возраст, трудится и не дает отдыха своей спине – она вяжет. Нам понятно, что все вокруг поставлено и убрано ее руками. По всей ее позе видно, что она привыкла то и дело вставать, чтобы чем-либо услужить. Выражение ее лица полно грусти и жалости — жалости по отношению не только к госпоже, но и, наверное, к себе.

Две старушки сидят рядом, но они совсем не общаются, каждая замкнулась в своих мыслях и в своем одиночестве. Ни пригожий весенний день, ни запах сирени, ни даже соседство собачки – ничто не способно их развеселить. Да, для барыни все в прошлом – годы, когда она была богата, энергична и могла блистать в обществе. Именно она – главная героиня картины, именно для нее все в прошлом, потому что для служанки старость и бедность мало что изменили – она всегда трудилась и никогда ничего не имела. У меня эта сцена вызывает сильное чувство сострадания к обеим героиням. Для меня именно в этом и состоит художественная сила этой картины»

 

Итак, вы прочитали мое сочинение. Если оно вам приглянулось и вы были бы не прочь научиться писать примерно так же, то теперь давайте разберем его.

Как написано это сочинение

1 абзац- введение исторического характера 

Вначале я написала 3 строчки введения, которое погружает читателя в тему сочинения.

Введение — это когда мы только входим в тему, поэтому здесь нужно говорить о картине словно со стороны, и еще рано вести речь о том, что же и как на ней изображено.

Введение — это не более, чем историческая справка. Такое введение (вместе с заключением) будет служить как бы рамкой для сочинения. Лишь после введения следует начинать собственно описание картины, то есть рассмотрение самой картины в деталях.

2 абзац- дополнительное, «проблемное» введение

Далее у меня следует как бы второе, более «проблемное» введение, хотя оно не обязательно. Но оно делает сочинение более интересным, проблемным. Это введение уже более близко к самой картине, к ее деталям. Это по сути переход от первого введения к основному тексту сочинения, к основному описательному тексту: 

«По многим приметам мы понимаем, что перед нами барыня и ее верная служанка. С первого взгляда у нас возникает вопрос – почему же они сидят напротив этой простой избы, и кому принадлежит господский дом поодаль? Название картины и ее анализ помогают нам ответить на этот вопрос.»  

Такого типа дополнительное введение хорошо тем, что здесь звучит вопрос, и далее автору сочинения уже понятно, что писать дальше.

Дальше все сочинение мы будем заниматься поиском ответа на свой вопрос, через анализ деталей изображения.

Все сочинение становится сразу более занятным (и для вас, и для того, кто будет вас читать),

если вы нащупали некую проблему, которую вам лично будет интересно «изучить».

Скажу честно, я не фанатка этой картины, и, когда у меня возникла идея написать сочинение по ней, чтобы научить одного моего ученика тому же, то я была не в восторге.

Понимая, что главное в написании сочинения — это найти что-то интересное в сюжете, в теме, я задала своему мозгу задачу найти в этой картине нечто «достойное» внимания и анализа.

Сделать это гораздо легче, если прочитать какую-то информацию по художнику и по картине.

Закон: чем больше мы узнаем о чем-то, тем больше возрастает наш интерес к этой теме.

Что я и выполнила.

Итак, главный вопрос для моего сочинения был найден после моего прочтения статьи в Википедии о картине.

А дальше уже дело за малым: вы просто доказываете своим сочинением тот тезис, который изложен во введении (перед нами барыня и служанка, но они почему-то сидят перед простой избой вместе).

Понимаете, тут возникла какая-то интрига, какая-то загадка, а значит, и интерес. И у вас как пишущего, и как следствие у того, кто будет вас читать.

Следующие строчки сочинения, как и все последующие, предпринимают попытку ответить на этот вопрос.

Здесь важно соблюдать правило «ничего лишнего».

Каждое слово в вашем сочинении, без исключения, должно служить лишь одной цели —

ответить на заявленный во вступлении вопрос или доказать обозначенный там тезис.

3 абзац

Следующий абзац в моем сочинении обязан своим «появлением на свет» исключительно той дополнительной информации о картине, которую я смогла найти в интернете. Я просто переложила ее своими словами:

"Если присмотреться, то видно, что окна красивого здания заколочены, а напротив него – поваленные и засохшие, неухоженные деревья. Значит, в доме уже давно никто не живет. Судя по всему, обедневшая барыня вынуждена жить на склоне лет в простой избе вместе со своей горничной".

Для того, чтобы составить этот абзац, я переработала несколько разных источников, пока не поняла совершенно четко, о чем идет речь на изображенной сцене. Далее мне остается только опереться на эту достоверную информацию для своих дальнейших размышлений по картине. 
Поэтому подобной информацией ни в коем случае нельзя пренебрегать. Без нее я вряд ли смогла бы понять, на самом деле, почему женщины сидят перед простой избой, ни кто они такие, ни что за красивый большой дом стоит вдали. Таким образом, информация о картине позволяет нам избежать грубых фактических ошибок, то есть ошибок в трактовке сюжета картины (в понимании того, что именно там изображено).

4 абзац

Для следующего абзаца мне нужно было лишь присмотреться и найти в картине художественные средства, которыми художник передал свою главную мысль: для главной героини все лучшее в прошлом. Годы богатства, молодости, радости, успеха в обществе — все ушло безвозвратно, теперь остается только вспоминать об этом, полузакрыв глаза.

Внимательно посмотрев на картину, я увидела эти художественные средства, а именно: тот план, на котором изображен прежний дом (как символ былой роскоши), изображен совсем иначе, чем передний план.
Если вы приглядитесь, то убедитесь, что это так и есть. На переднем плане даже трава не приятного зеленого цвета, а мрачных, болотных оттенков. При помощи смены красок художник и доносит до нас свою мысль: настоящее персонажей — унылое, безжизненное, без особых радостей.

5 часть

Если перед этим мы обрисовали всю картину в целом (контраст заднего и переднего планов), то следующая, предпоследняя часть сочинения, и самая длинная, представляет собой анализ переднего плана - на котором изображены собственно персонажи картины.В этой части уже несколько отдельных абзацев.

Здесь требуется внимание к лицам персонажей, к их одежде, позе, к тому, что они делают, что находится вокруг них.  Это внимание нужно нам не просто так, а чтобы составить психологическую характеристику каждого героя и написать об этом.

Именно здесь очень полезно перевоплотиться в Шерлока Холмса, который анализирует малейшие детали, чтобы сделать для себя нужные выводы. 

На этом этапе полезно задать себе вопрос, чем отличаются персонажи друг от друга и в каких деталях это выражено.

Чтобы разбор персонажей вышел интересным, нужно быть максимально правдивым.

Не нужно льстить персонажам, пейзажу, изображенным предметам, преувеличивать их красоту или делать вид, что не замечаете их недостатков или проблем. Пишите все как есть, как именно вы это воспринимаете. Ведь все настоящие художники и писатели поступали так же: ничего не приукрашивая и не скрывая. 

6 часть (заключение).

Мое заключение очень короткое, но этого вполне достаточно, так как оно удачно завершает все сочинение:

"У меня эта сцена вызывает сильное чувство сострадания к обеим героиням. Для меня именно в этом и состоит художественная сила этой картины"

Здесь вы подводите итог всему, что написали, при этом дистанцируясь от картины. Заключение должно производить впечатление финального аккорда в песне, когда всем становится понятно, что все, мелодия полностью завершена. То есть в этой последней фразе вашего сочинения уже нельзя продолжать писать что-то по деталям картины. Вы полностью прекращаете здесь описание картины. Вместо этого вы должны  выразить либо ваше общее впечатление от картины, либо ваше мнение в целом о художнике. Если вы этого не сделаете, ваше сочинение будет выглядеть незаконченным.

Ваш вывод должен содержать ваше искреннее мнение о картине. Вызывает ли она у вас в целом грусть или радость, и почему, — напишите об этом.

Ну, вот и все! Я уверена, что, если вы будете соблюдать предложенные здесь рекомендации, то у вас обязательно получится интересное сочинение!

Напишите, пожалуйста, в комментариях, все ли вам понятно, и какие трудности еще вы испытываете при написании сочинения.

Благодарим вас, если вы поделитесь в соцсети и так расскажете другим, что заинтересовались этим текстом!

Удачи всем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением