Смысл комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 

«Горе от ума»- драматическое произведение в стихах, написанное Александром Сергеевичем в 1822—1824 годах, по возвращении  автора из Персии в Тифлис,  а затем и в Москву.

А.С. Грибоедов

Социальный смысл произведения

 

Во многом главный герой комедии Чацкий – это сам автор. Он тоже возвращается из дальних странствий, тоже умен и одарен и сталкивается  после долгой разлуки с московским обществом, нравы и суть которого ему абсолютно не по нутру. Как и Чацкий, автор изменился в путешествиях, возмужал, ведь любой по-настоящему мыслящий человек всегда меняется, развивается со временем. Но с разочарованием он видит, что общество Москвы нисколько не изменилось, что говорит о нездоровом, закоснелом состоянии дворянского сословия. Поэтому и его герой Чацкий констатирует по прибытии в салон Фамусова:

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Кроме того, как и его главный персонаж, Грибоедов терпеть не мог подобострастного отношения дворян к иностранцам, считая это глупостью. Писатель на себе испытал отвержение общества, ведь, высказав прямо и пламенно такое же свое мнение в одном светском салоне, он подвергся осуждению и насмешке. Именно после этого эпизода своей жизни он решил написать произведение «Горе от ума».

Атакуется глупость и духовный примитивизм русского общества, и раскрываются они именно в контрасте с героем, воплощающим ум, мысль, наличие высоких ценностей, — Чацким. Несомненно, более умное и морально развитое, духовно прогрессивное общество по достоинству оценило бы такого блестящего, искреннего, открытого человека, как Чацкий. Оно похвалило бы его благородство, побуждающее, например, сказать:

Служить бы рад – прислуживаться тошно.

 

А все недостатки Чацкого, как излишняя резкость и вспыльчивость, были бы прощены за его честность и таланты.

Но Фамусовы, Скалозубы и им подобные имеют совсем другие ценности. Создания в сущности не очень плохие, не вредные и имеющие каждый свои достоинства, все же по качеству своих идеалов они на ступень ниже Чацкого и потому не в состоянии его понять и принять. Все они как на одно лицо. Жизнь их проста: общепринятые манеры, традиции и внешние приличия заменяют все остальное. Привыкнув вершить жизнь по законам кумовства, эти люди мыслят узко и мелко, ограничиваясь в своей жизни лишь сугубо материальными ценностями и чувством личной выгоды. Поэтому они подвержены слепому следованию наиболее устоявшемуся общественному мнению. Находясь под влиянием распространенных банальных идей, которые никогда не проверяются разумом, они преклоняются пред всем иностранным.

Разумеется, им нет дела до пламенных порывов души и глубоких мыслей, которые проявлены в Чацком.

Таким образом, социальный смысл произведения Грибоедова заключается в том, что дворянское сословие существует бессмысленно. Оно не развивается, а лишь прожигает себя в бесполезном времяпровождении. Люди в нем не общаются по-настоящему, а лишь постоянно мимикрируют друг под друга. И в этом обществе нет места чему-то настоящему, неподдельному. В данном выводе заключается драматизм данного произведения, который позволяет считать его не только комедией, но и драмой.

 

Психологический смысл произведения

Но в произведении существует и психологический смысл, раскрывающийся на примере любовного треугольника Молчалин – Софья — Чацкий.

На этом уровне сюжета автор атакует уже не все общество в целом, а один-единственный конкретный его порок – это склонность людей не замечать лицемеров в молчаливых и услужливых людях типа Молчалина. Подобная слепота и наивность людей является зеркальным отражением первого порока, о котором мы уже говорили выше – неспособности заметить стоящего человека в личности резкой, вспыльчивой, неудобной, как Чацкий.

Главным персонажем для выражения данного смысла произведения является Софья Фамусова. Несмотря не ее имя (София, то есть мудрость), девушка не обладает проницательностью, в отличие, кстати, от ее горничной, Лизаньки, здравомыслящей и зрящей прямо в корень. Софья не привыкла быть внимательной к окружающим ее людям, и, несмотря на свой острый ум и меткий язык, она еще наивна и духовно слепа. Ей сложно узреть истинную суть характеров окружающих ее личностей.

Ольга Кузина — Софья Фамусова

Поэтому Софья причиняет много боли любящему сердцу Чацкого, предпочитая недостойного ее Молчалина. Но не только она, и Фамусов, и его гости уже покорены услужливостью и показной кротостью хитрого приспособленца.

Итак, люди повсеместно предпочитают таких, как Молчалин. Ведь Молчалины никогда не противоречат, подыгрывают всем и каждому, со всеми на вид соглашаются. Просто вдруг случайно они обнаруживают свою подлость, но ведь такие моменты случаются далеко не каждый день. Поэтому обычно «Молчалины блаженствуют на свете».

Борис Клюев играет Молчалина

Итак, произведение Грибоедова обнаруживает как минимум два главных смысла — на уровне общественного конфликта и на уровне конфликта любовного.

Не понятно что-нибудь в произведении? Задавайте вопросы в комментариях, отвечу всем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением