Что думает автор о своем герое? Образ Евгения Онегина

 

Главный герой романа «Евгений Онегин» показан в своем длительном развитии — от детства до того самого момента, когда, испытав наиболее сильное чувство в своей жизни, будет впервые в жизни и отвергнут.

Эволюция образа

С 4 строфы первой главы Евгений нам показан как 18-летний петербургский франт и повеса, щеголяющий всем самым модным и дорогим, весьма самоуверенный и бесцеремонный, однако умеющий нравиться людям, когда ему нужно. Поэтому он везде принят, везде желанен, успешно кружит голову кому захочет. Больше всего он интересуется искусством флирта, часто с замужними женщинами, что приводит к многочисленным поединкам. Намек на дуэли — в метонимии (сабля, свинец — инструменты дуэли), употребленной в строфе 37 первой главы:

И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

В однообразных развлечениях («и завтра то же, что вчера») проходит молодость героя.

И вдруг (вторая половина первой главы) им овладевает хандра и он теряет интерес ко всему. Он начинает мучиться от скуки, общество людей и даже женщин его теперь лишь раздражает. Интересного же для себя занятия он найти не может.

В это время Евгений сдружился с рассказчиком, они гуляют по Петербургу и строят планы совместных путешествий.

Но внезапно Онегина застает известие о смерти отца, а затем и дяди.

Во 2 главе, приняв дядино наследство, герой поселяется в его деревне. К этому времени ему уже 26 лет:

Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

Оказавшись наследником огромных владений, герой решает встать на «путь порядка». Он освобождает крестьян от барщины, что характеризует его самым положительным образом. Также деревня меняет к лучшему его образ жизни, который становится более простым, менее изнеженным. Кроме того, дружба с Ленским приносит Евгению развлечение от скуки.

И вот в соседнем имении он встречает Татьяну Ларину, которая влюбляется в него со всей силой своей чистой, глубокой натуры. Он получает ее необыкновенно смелое и поэтичное письмо-признание (3 глава).

Евгений остается абсолютно холоден. «Наука страсти нежной» его больше не пленяет, а утомляет при одной мысли о ней. К тому же, простая сельская барышня ему не нужна, он вообще насмешливо смотрит на всех местных помещиков. Но Онегин тронут искренней натурой девушки. И хотя он в этот момент не способен к взаимному чувству, в ответ он проявляет искренность и порядочность. Он перестает ездить к Лариным.

На именинах Татьяны бедный Ленский вызвал гнев Онегина: он пригласил нашего нелюдима в слишком большую сельскую компанию. За это Евгений мстит своему другу самым жестоким образом — танцует весь вечер с его невестой. Это было явным оскорблением, и Ленский вызывает Онегина на дуэль. Вместо того чтобы одуматься и примириться с другом, Евгений принимает вызов, побоявшись людского мнения. А на дуэли, испугавшись гнева ревнивца, он первый наводит курок и метит смертельный удар прямо в сердце («Под грудь он был навылет ранен»- 6 глава).

Увидев смерть своего товарища, Онегин испытывает смятение души, угрызения совести и покидает свое имение, отправляясь в долгие странствия.

Наиболее сильная трансформация происходит с Онегиным в 8 главе, когда, вернувшись через 2 года в свет, он влюбляется в величавую княгиню, бывшую Таню Ларину. Невероятные чувства его захватывают, но, не получая на сей раз возможности общаться с Татьяной, он страдает, начинает много читать и раздумывать над всей своей жизнью:

Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен. (...)

 

Отношение автора к Евгению Онегину

Онегин – «добрый приятель» автора, несмотря на равнодушие героя ко всему тому, что дорого рассказчику (к театру, к литературе, к настоящей любви, к природе).

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Кроме того, рассказчик не мучается хандрой. Тому, у кого в душе есть собственное содержание, нигде не будет скучно: ни в городе, ни в деревне. А Онегин – полная противоположность творческим, наполненным людям. Ему скучно везде. Ведь когда пуста сама душа, то нигде и ни в чем нельзя найти спасения.

В своем отличии от главного героя автор видит расхождение с его «властителем дум», Байроном, в произведениях которого главный герой был полным отражением образа автора.

Но нигде автор не осуждает, не критикует резко Онегина. Зато один раз это сделала его героиня Татьяна — в ее последней беседе с Евгением (8 глава):

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Ведь этим замечанием Татьяны можно было бы охарактеризовать не только его ухаживания за ней, замужней дамой, но и убийство Ленского.

Почему же все-таки столь мягкое и нейтральное отношение автора?

Автор фактически сочувствует своему герою, в том смысле, что ему просто глубоко жаль людей, не имеющих смысла жизни, особых дарований и способности трудиться. Автор показал их обреченность, а также обусловленность их трагедии пошлым устройством общества. Пушкин дал нам понять, что детей воспитывают никчемные гувернеры, дворянство не имеет никаких обязательств и проводит жизнь в праздности.

 

Значение образа

Онегин имеет критический ум и неплохую проницательность, не зря же он сразу высоко оценил именно Татьяну, а не Ольгу. Он способен к добру и не стяжатель (отказывается от барщины). Не зря его ценит и рассказчик, подчеркивая неоднократно, что подавляющее большинство людей еще посредственнее, чем Евгений.

Почему же так бессмысленна оказалась жизнь главного героя?

Онегин — реалистический образ, показавший состояние души многих дворян его времени. Было много таких, с одной стороны незаурядных и в чем-то очень привлекательных, с другой — неспособных на истинные подвиги. От рождения им было дано все — и способности, и ум, и обаяние, и богатство, кроме главного — правильного воспитания духа.

У этого поколения нет ценностей и целей. Они выросли изнеженными, инфантильными и ни на что значительное неспособными. Они — лишь подражания, пародии.

Дальнейшая судьба Онегина (за пределами произведения) могла бы быть весьма печальной, ведь страсти его кратки и преходящи. Ему неведом труд души над самой собой, без которого невозможны постоянство и верность.

Пушкин показал неспособность таких людей любить, быть счастливыми и полезными обществу. Поэтому Онегин — ближайший предшественник Печорина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением