Анализ романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — роман, который впервые был полностью издан в 1840. Он явился достойной репликой пушкинскому роману в стихах «Евгений Онегин»(1830).

В романе Лермонтова несколько разных по духу своему рассказчиков: автор-рассказчик, или странствующий по Кавказу офицер; служащий на Кавказе старый русский офицер Максим Максимыч; и наконец, главный герой романа — офицер Печорин.

 

Краткое содержание 

 

Предисловие автора

Часть 1

1 глава -"Бэла". Повествование начинается рассказом самого автора, который едет из Тифлиса (Тбилиси) во Владикавказ. Он описывает горы, в частности Казбек, Койшаурскую долину. 

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-dolina

Койшаурская долина

 

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-kazbek

Казбек — гора на границе России и Грузии

 

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-karta

Путь автора-рассказчика в романе: из Тифлиса во Владикавказ

 

Затем рассказ продолжается устами встреченного автором героя — Максима Максимыча, бывшего начальника Печорина. Этот старый офицер рассказывает о том, как его друг Печорин похитил у здешнего черкесского князя дочь, Бэлу. Точнее, похитил Бэлу ее собственный брат в обмен на то, что Печорин помог ему украсть желанного коня. Как только Печорин покорил дикарку Бэлу и влюбил ее в себя, как она ему наскучила. Казбич, желая отомстить за своего украденного коня, похитил Бэлу и убил ее. Печорина назначили в другую часть и он уехал в Грузию.

2 глава- «Максим Максимыч». Автор-рассказчик, выслушав повесть о Бэле, наблюдает неожиданную недолгую встречу, после многолетней разлуки, Печорина и Максима Максимыча. Печорин уезжает, не взяв свой давно забытый у штабс-капитана журнал, который тот передает автору-рассказчику. Известие о смерти Печорина по его возвращении из Персии. Далее мы до конца романа будем читать «Журнал Печорина». Автор-рассказчик лишь предваряет этот журнал предисловием от себя, в котором заявляет, что, по его мнению, характер Печорина объясняется заглавием этой книги («герой нашего времени»).

Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владыкавказ.

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-1

Журнал Печорина

1 глава. Тамань. Печорин в поисках ночлега попадает в заброшенный уголок, где живут нелегальные торговцы. Невольно он становится свидетелем их ночных перевозок. Узнав об этом, девушка контрабандиста пытается его утопить, но ей это не удается. Тогда моряк Янко вместе с девушкой-«ундиной» покидает это место, боясь разоблачения. Слепой сирота остается один без своих друзей и горько плачет. Печорин покидает этот дом.

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-taman

конец первой части

Часть 2 (окончание журнала Печорина)

2 глава — «Княжна Мэри». Печорин приезжает в Пятигорск, где знакомится с юнкером Грушницким и местным светским обществом: с княжной Мэри, с ее матерью, княгиней Лиговской, и с давней подругой Верой, которая его любит до безумия. От скуки и раздражения на Грушницкого Печорин решает влюбить в себя княжну Мэри, что ему быстро удается. Затем он жестоко дает понять Мэри, что совсем не любит ее и просто смеялся над нею. Грушницкий тем временем возненавидел Печорина за то, что тот перетянул на себя внимание княжны Мэри. Принимая ночное свидание Печорина с Верой за свидание с княжной, Грушницкий распускает слух об этом в городе. Он намеревается устроить фальшивую дуэль, в которой будет заряжен только пистолет Грушницкого. Печорин вызывает его на дуэль и убивает, распознав его подлый замысел.

 

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-piatigorsk

Пятигорск. Рисунок М.Ю.Лермонтова маслом, 1837 г.

 

3 глава — «Фаталист». В одной казацкой станице заходит спор среди офицеров, о том, существует ли предопределение. Офицер Вулич спрашивает товарищей, готовы ли они держать  с ним пари. Тогда Печорин идет на пари и дает несколько десятков червонцев за то, что предопределения не существует. Вулич же считает, что все предопределено. В доказательство этого он выстреливает в себе голову, осечка. Так Вулич выигрывает пари. Но Печорин говорит ему о своем предчувствии, что Вулич должен нынче умереть. Так и происходит: пьяный казак зарезал Вулича в тот же день. Совершив это убийство, казак запирается в своей хате и никто не может его оттуда выманить. Решают его убить, но Печорин вызывается достать его живым. Для этого он тоже решает по-своему испытать предопределение и рискует своей жизнью, как накануне Вулич. Пуля его миновала, и захват убийцы удался. Печорин рассказал о происшедшем Максим Максимычу, но тот не понял метафизических споров о предопределении. Конец романа.

 

Композиция романа

 

Композиция романа не соответствует фабуле (хронологической последовательности событий).

Еще одна особенность композиции романа: в первой части мы видим образы романтичных, диких мест: крепость вблизи от горцев, потом странное место в городке Тамань. Мы видим там и особенных героинь — естественных, близких к природе: Бэла, потом «ундина».

Во 2 части романа речь пойдет о светском обществе. Его искусственность (фальшивость людей) противопоставлена красоте природы Пятигорска или Кисловодска, в которых происходит действие.

 

Тема романа

 

Тема романа «герой нашего времени» — это тема человеческой души. Именно на ней и на ее проблемах сосредотачивается внимание автора. Роман по праву считается психологическим. Этим объясняется и замысловатая композиция романа, в которой автор намеренно перемешал все события, подав их безо всякой хронологической последовательности. Таким образом, Лермонтов желал, чтобы наше внимание при чтении было сосредоточено не на развитии судьбы главного героя, а на его отдельных поступках, мыслях и чувствах, подобно тому как бывает при чтении отдельных стихотворений. 

 

Проблематика романа

 

Основная проблема романа — проблема «лишнего человека»: имеется в виду та внутренняя болезнь души, которая была описана еще Пушкиным в образе Онегина. Образ Печорина показывает ту же болезнь, на на более поздней, обостренной стадии:

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно,  портрет,  но  не одного  человека:  это  портрет,  составленный  из  пороков   всего   нашего поколения, в полном их развитии.

Имена Онегина и Печорина перекликаются (напоминая имена рек, расположенных рядом); этим Лермонтов подчеркнул свою преемственность по отношению к Пушкину. Действительно, мы найдем в главном герое романа многие онегинские черты. Но, если Евгений у Пушкина в финале влюбился в Татьяну, Лермонтов делает своего героя совершенно не способным на истинную влюбленность.

Герой отразил многие черты, присущие лирическому герою лермонтовских стихотворений. Так, печоринские черты, близкие автору, мы находим в стихотворении «Дума» (1838), в котором автор признается, что он часть этого поколения, члены которого «к добру и злу постыдно равнодушны»:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Болезнь «лишнего человека» — это неспособность испытывать истинные глубокие чувства. Все кажется пустым и бессмысленным:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

 

Представители этого поколения не имеют ни отчизны, ни чужбины. Они не способны ни к кому привязываться всей душой, любить кого-нибудь всем сердцем, подобно «тучам» из стихотворения Лермонтова 1840 года:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

Эти люди рассудочны, далеко не глупы, обладают большими способностями. Но у них нет цели  в жизни, и потому все их таланты пропадают даром, как в стихотворении «И скучно и грустно, и некому руку подать» (1840):

 

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

 

Еще одна проблема, показанная  в романе – одиночество человека. В каждой главе мы видим трагедию разочарованной привязанности. То Бэла, то Максим Максимыч, то слепой в Тамани, то княгиня Вера, то Грушницкий, то княжна Мэри. Все эти сердца разбиваются по разным причинам. Нигде мы не видим картины счастливой личной жизни. 

В главе «Тамань» мальчик, беззаветно любящий своего старшего друга Янко, оказывается так же равнодушно брошен им, как в предыдущей главе Максим Максимыч брошен горячо полюбившимся ему Печориным. И слезы так же не могут удержаться в этих случаях у обоих героев. Обе главы оканчиваются картиной горького одиночества, обманутой преданной дружбы, несбывшейся надежды на душевную близость и общение.

— А я? — сказал слепой жалобным голосом.   
— На что мне тебя? — был ответ. 

Как и проблема лишнего человека, проблема одиночества тоже перекликается с поэзией Лермонтова. В связи с проблемой одиночества в романе, вспоминаются некоторые лермонтовские стихотворения, например, «Утес», «Листок».

Проблема несовместимости человеческой души и светского общества — еще одна проблема, показанная в романе. Душа показана по-настоящему живой и непосредственной у героев, близких к природе (Бэла, «Ундина», Максим Максимыч). Чувствуется превосходство этих природных, естественных героев над представителями светского общества. Душа показана как часть природы, которая, попадая в общество, становится несчастной (Вера, Печорин) либо смешной и подлой (Грушницкий, драгунский капитан).

Пейзаж в романе противопоставлен обществу. Сам Печорин ничто так не любит, как природу. Об этом он думает и в последние минуты перед дуэлью с Грушницким. Эта любовь к природе роднит его с самим Лермонтовым, который, бывший также художником, уделяет большое внимание пейзажу в романе. Пейзаж настолько же свеж и прекрасен , насколько жалко, комично и нелепо общество, по мысли автора.

 

Основная мысль романа

 

Основная мысль романа в том, что человеческая душа загадочна и сложна, противоречива и непонятна. И доказывается эта идея через образ Печорина.

Печорин соединил в себе многие пороки человеческой души и общества, но в то же время он одарен самыми привлекательными чертами характера: острый и проницательный ум, неотразимое обаяние, чувство юмора, невероятная смелость и бесстрашие, физическая сила, ловкость и удальство, способность к риску, отвращение ко лжи и фальши, симпатия к людям простым, добрым и любящим.

Сам герой тоже не может понять самого себя:

Одни скажут: он  был  добрый  малый,  другие  — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а  все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

Как мы ни стараемся, мы не можем дать однозначной оценки образу этого героя. Именно в этой демонстрации сложности души человека и состоит главная идея данного романа.

 

Главный герой – Григорий Александрович Печорин

 

analiz-romana-geroj-nachego-vremeni-pechorin

 

Портрет Печорина соткан из противоречий. В рассказе Максима Максимыча замечено, что главный герой то вздрогнет от малейшего дуновения ветра, то идет на кабана с бесстрашием. В описании героя, данном странствующим офицером, опять же одни противоречия: в Печорине видна и детскость, и женская нежность, и в то же время холодность; и солдатская сила в теле, и в то же время изнеженность и слабость (сидел  в позе бальзаковской кокетки). Небрежная ленивая походка – и в то же время не размахивал руками, что указывало на скрытность. И даже взгляд его противоречив:

Взгляд   его   — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе  неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким,  если  б  не  был столь равнодушно спокоен.  

С одной стороны, поступки Печорина непростительны, аморальны. Через весь роман проходит мысль о том, что главный герой приносит одни несчастья и горе всем тем, с кем его сводит судьба, пусть даже ненадолго.

С другой стороны, все герои произведения постоянно ощущают неповторимое обаяние главного героя. Все, что он ни задумает, ему удается. Мы наблюдаем, как он в два приема может очаровать любое общество, любого человека, если посчитает нужным. Ведь он внимательный, остроумный, ловкий. Об этом говорит и любящая его Вера:

«Ты можешь все, что хочешь».

Например, во время погони за похищенной Бэлой Максим Максимыч описывает очарование смелости, удальства Печорина: он «на скаку приложился из ружья...».

Смертельные последствия поступков Печорина  показаны уже в первой главе, «Бэла».  Это горе разбойника Казбича (украдена его любимая лошадь, а также похищена девушка, Бэла, на которую Казбич имел серьезные виды). Это горе отца, потерявшего сразу двух детей (украдена его дочь Бэла, убежал сын Азамат).

Так с тех пор  и пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке  абреков,  да  и  сложил  буйную голову за Тереком или за Кубанью: туда и дорога!..

В главе «Тамань» Печорин невольно становится  виной трагедии брошенного слепого мальчика.

«И зачем было судьбе кинуть меня в  мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в  гладкий  источник,  я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

 

В главе «Княжна Мэри» Печорин разбивает сердце княжны самым жестоким образом, а заодно оскорбительно и беспощадно обходится с Грушницким, влюбленным в Мэри.

 

Отношение героя к обществу

 

Для героя не имеют значения ровно никакие приличия. Он естествен до безрассудства. Например, после смерти Бэлы Максим Максимыч рассказывает:

«Я больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он  поднял  голову  и засмеялся... У меня мороз  пробежал  по  коже  от  этого  смеха...  Я  пошел заказывать гроб».   

Печорин презирает общество, зная, что в любой момент может приобрести популярность, если захочет. Именно своим успехом он возбуждает клеветников и завистников, таких, как Грушницкий и драгунский капитан, которым очень далеко до его обаяния, ловкости, ума и смелости.

Фальшивость представителей светского общества высмеивается Печориным в его журнале. Подчеркивается искусственность княжны Мэри:

Княжне  также  не  раз  хотелось  похохотать,  но   она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли; она находит,  что  томность  к ней идет, — и, может быть, не ошибается.                                                                

Она не имеет истинного очарования для Печорина именно по этой причине. Возможно также, он обошелся  с ней особенно жестоко именно поэтому.

 

Отношение героя к любви

 

В главе «Бэла» Печорин – по сути преступник, пользующийся безнаказанностью в условиях дикой горной среды, где девушку можно обменять на коня и украсть как вещь.

Вот они и сладили это дело... по  правде  сказать,  нехорошее  дело!  Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть  счастлива,  имея  такого  милого  мужа,  как  он,  потому  что, по-ихнему, он все-таки ее муж, а что — Казбич разбойник, которого надо  было наказать.

Максим Максимыч описывает, что похищение любимого коня совершенно убило Казбича, лишило смысла его жизнь. Разбойник остолбенел, 

...потом завизжал,  ударил  ружье  о  камень,разбил его вдребезги, повалился на  землю  и  зарыдал,  как  ребенок...  Вот кругом него собрался народ из крепости — он  никого  не  замечал;  постояли,потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов — он их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он  так  пролежал до поздней ночи и целую ночь?.. Только на другое утро пришел  в  крепость  и стал просить, чтоб ему  назвали  похитителя.

 

Горе разбойника Казбича нисколько не трогает душу Печорина. А в отношениях с Бэлой Печорин не отвечает за свои поступки. Он ведет себя как избалованный, эгоистичный ребенок, привыкший удовлетворять свои желания, чтобы развлечься  от скуки, не думая о последствиях. Судьба Бэлы в случае его охлаждения к ней? Смерть от руки опозоренного отца. Это его не заботит, а ведь он не может не предвидеть своего охлаждения.

Бэла – просто его игрушка. Он относится  к ней как к животному, к своей вещи-собственности. По его задумке, духанщица-татарка должна приручить Бэлу, «приучить» ее, как приучивают лошадь к хозяину. Она «будет ходить  за нею и приучит ее к мысли, что она  моя,  потому  что  она  никому  не  будет принадлежать, кроме меня, — прибавил он, ударив кулаком по столу». 

Печорин так обосновывает  свое охлаждение к Бэле, которое произошло очень скоро после ее завоевания:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и  кокетство  другой.  Если  вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких,я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно... Глупец я или  злодей,  не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может  быть  больше,нежели она: во мне душа испорчена светом,  воображение  беспокойное,  сердце ненасытное; мне  все  мало:  к  печали  я  так  же  легко  привыкаю,  как  к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне  осталось  одно средство: путешествовать».

 

Бездушие, безответственность героя показаны в том, что он относится к женщинам так же, как к животным. Например, как к своим жертвам на охоте: пока не поймает, не успокоится. А когда жертва уже поймана, она быстро становится ему неинтересна. Ему становится совершенно все равно, что теперь думает и чувствует его пойманная жертва, ставшая ненужной. Вот как, например, ведет себя Печорин во время охоты на кабана:

Только Григорий Александрович,  несмотря  на  зной  и  усталость,  не  хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован...

 

Неоднократно Печорин, описывая женскую красоту, сравнивает ее с красотой лошади. Таково, например, рассуждение Печорина о девушке из Тамани:

«В  ней  было много породы... порода в женщинах,  как  и  в  лошадях,  великое  дело».

Похожим образом он комментировал и красоту Мэри, на что Грушницкий отвечал ему, что он говорит «о хорошенькой женщине как о лошади».

Печорин не может любить всей душой ни Мэри, ни любую другую женщину, потому что его манят все новые возможные цели, задачи, препятствия. Он хищник и борец по натуре, спокойное счастье в мирной гавани не для него:

Отчего я не хотел ступить на этот путь,  открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный  и  выросший  на  палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный  на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную  даль:  не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину  от  серых  тучек,желанный  парус,  сначала  подобный  крылу  морской  чайки,  но  мало-помалу отделяющийся от пены валунов  и  ровным  бегом  приближающийся  к  пустынной пристани... 

 

Больше всего на свете Печорин дорожит своей свободой, хотя сам не понимает почему. Об этом было и стихотворение лермонтова «Парус» (1832):

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

 

Как лермонтовский парус, Печорин дорожит не счастьем, не веря даже в возможность счастья  в любви. Больше всего он дорожит свободой, потому что боится подчинения, страдания, всех сильных переживаний, чувства зависимости, уязвимости, привязанности — всего того, что несет в себе настоящее счастье и настоящая любовь. Поэтому Печорин готов на все, даже на смерть, но не на то, чтобы пожертвовать своим душевным спокойствием и независимостью. 

Любовь для него становится изощренной игрой самолюбия, то есть любовь превращается  в свою прямую противоположность. Из самоотдачи любовь становится способом подчинить душу другого человека, для того, чтобы забавляться своей властью:

 

Первое мое удовольствие — подчинять моей  воле  все,  что  меня  окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не  есть  ли  первый признак  и  величайшее  торжество  власти?  Быть  для  кого-нибудь  причиною страданий и радостей, не имея на то  никакого  положительного  права,  -  не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что  такое  счастие?  Насыщенная гордость.   

 

Конечно, герой заблуждается, и доказательство этому то, что он совсем не счастлив, а такой способ любить забавляет его каждый раз совсем недолго. 

Лишь одна героиня, Вера, пробуждает в герое что-то похожее на истинное чувство, но это не мешает ему одновременно волочиться за Мэри. Он не способен любить Веру подлинной любовью, так, как любит его она.

Я сел возле нее и  взял  ее  за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам  при  звуке  этого  милого голоса; я долго следил за нею взором, пока ее шляпка  не скрылась за кустарниками и скалами. Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству! Уж не молодость  ли с своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне опять, или  это  только ее прощальный взгляд, последний подарок — на память?..  А  смешно  подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но  еще  свежо;  члены  гибки  истройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит...

 

В глубине души Печорин остается равнодушен. Например, он признается, что природа больше трогает его сердце, чем любая женщина:

Нет женского взора, которого бы я  не  забыл  при  виде  кудрявых  гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого  неба  или  внимая  шуму  потока, падающего с утеса на утес. 

 

Отношение героя  к дружбе

 

Печорин холодно относится  к дружбе: Максим Максимыч ждал встречи  с ним, а он повел себя чрезвычайно отстраненно и равнодушно, как будто между ними не было никакого особенного душевного общения.

Так же Печорин держит дистанцию и по отношению к доктору Вернеру, хотя уважает и ценит его общество:

«Мы  друг  друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к  дружбе  неспособен:  из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в  этом  себе не признается; рабом я быть не могу, а  повелевать  в  этом  случае  -  труд утомительный.   

Хотя Печорин утверждает, что у него нет друзей и он не способен к дружбе, у него есть хорошие приятели. И по тому, с кем общается человек, всегда можно многое сказать о его личности. Кто же близкие товарищи Печорина, какие это люди? Максим Максимыч, Вернер. Это люди по сути своей добрые, честные, а самое главное, порядочные. Они хорошо знают жизнь. Вернер еще и очень умен:

«У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы  не один добряк прослыл  пошлым  дураком;  его  соперники,  завистливые  водяные медики, распустили слух, будто он рисует  карикатуры  на  своих  больных,  — больные взбеленились, почти все ему отказали.  Его  приятели,  то  есть  все истинно  порядочные  люди,  служившие   на   Кавказе,   напрасно   старались восстановить его упадший кредит».

 

Вопреки своей аморальной природе, Печорин тянется к людям порядочным, добрым и честным. И в этом еще раз проявляется противоречивость его натуры. 

 

Отношение героя  к самому себе

 

Несмотря на все безнравственные поступки Печорина, лишь одно может его оправдать. Это то, что он точно так же равнодушно, как и ко другим, он относится к самому себе, к собственной жизни и смерти. Он готов отдать жизнь за ту самую Бэлу, сердце которой он разбил так жестоко. Он готов стреляться за честь княжны Мэри, которая для него была не более чем забавной игрушкой.

Итак, герой не дорожит собственной жизнью. И если он кажется холоден и равнодушен, то это не всегда так на самом деле. Он обладает достаточно чувствительной душой, не зря он обладает даром предчувствия. И многие переживания навсегда врезались в его сердце:

Мои  предчувствия меня никогда не обманывали. Нет  в  мире  человека,  над  которым  прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною: всякое  напоминание  о  минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее  все  те же звуки... Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего! 

 

К самому себе он беспощаден, когда анализирует свой характер и свою жизнь. Он понимает, что его беда в пустоте сердца, в его неспособности любить что-либо или кого-либо по-настоящему:

Из  жизненной  бури  я вынес только несколько идей — и ни  одного  чувства.  Я  давно  уж  живу  не сердцем, а  головою.  Я  взвешиваю,  разбираю свои  собственные  страсти  и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два  человека:  один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...
 

Итак, лучше всего резюмируют характер Печорина его слова о самом себе:

Одни скажут: он  был  добрый  малый,  другие  — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а  все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

 

 Отношение героя  к жизни и смерти

 

Печорин не дорожит своей жизнью,  и потому способен на геройский, смелый поступок. Так, он помогает схватить живым казака-убийцу, сильно рискуя собственной жизнью:

подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.     — Погодите, — сказал я майору, я его возьму живого. я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего  с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно  головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет.  Но  дым,наполнивший комнату, помешал моему противнику найти  шашку,  лежавшую  возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех  минут,  как преступник был уж связан и отведен под  конвоем.  Народ  разошелся.  Офицеры меня поздравляли — точно, было с чем!  

 

Смысл романа «Герой нашего времени»

 

Смысл романа заключался в том, чтобы показать нравственную проблему современной Лермонтову эпохи. Одаренные, исключительные, умные люди не могли найти применения своим способностям. Их жизнь проходила даром  в пустых забавах, поединках и путешествиях. Почему же так произошло? Сердца их были пусты и безжизненны, они не горели, не верили, не любили по-настоящему. В жизни их поэтому не было цели и смысла.

зачем  я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно,  было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...Но я не угадал этого назначения, я  увлекся  приманками  страстей  пустых  и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры  сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни,  я  упадал  на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал  для  тех,  кого любил:  я  любил  для  себя,  для  собственного   удовольствия:   я   только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая  их  чувства,их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. 

Лермонтов беспощадно запечатлел эту трагическую картину целого поколения. Принадлежит ли эта болезнь только поколению Лермонтова или она присуща и современным людям? Это вопрос писатель оставил решать нам, потомкам.

 

Спасибо, если поделитесь в соцсети!

Смотреть сериал «Герой нашего времени»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением