Произведения Пушкина на историческую тему

Рассмотрим лишь несколько произведений Пушкина на историческую тему, в хронологическом порядке их создания.

Поэма-сказка «Руслан и Людмила» (1820)

puchkin-istoricheskaia-tema

Руслан и Людмила

 

В 1820 г., только окончив Лицей, Пушкин заканчивает свою первую романтическую поэму — «Руслан и Людмила». Сам он так отзывается о ней: «труд игривый», «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

 

Патриотический мотив в поэме-сказке «Руслан и Людмила»

 

Эта волшебная сказка в стихах вдохновлена русскими былинами,  которые автор позаимствовал и у Арины Родионовны, и из книг, например у Карамзина и Радищева. Так, образ Руслана соединил в себе черты и Ильи Муромца, И Алеши Поповича. А имена соперников главного героя взяты из «Истории государства Российского» Карамзина.

Но в поэме не так много  исторических фактов или преданий о России, сколько общего патриотического настроя, характерного для того времени (только что был побежден великий император Наполеон). Руслан воплощает в себе мощь русского человека, которая подчиняет себе любую силу, укрощая захватчиков, вторгающихся на русскую землю. Автор неоднократно подчеркивает этот мотив. Например, можно отметить момент, когда колдун-карлик, похититель Людмилы, изнемогает и сдается перед русской мощью и отвагой богатыря:

От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
Меж тем, на воздухе слабея
И силе русской изумясь,
Волшебник гордому Руслану
Коварно молвит: «Слушай, князь!
Тебе вредить я перестану;
Младое мужество любя,
Забуду всё, прощу тебя,
Спущусь — но только с уговором...»
«Молчи, коварный чародей! —
Прервал наш витязь: — с Черномором,
С мучителем жены своей,
Руслан не знает договора!
Сей грозный меч накажет вора.
Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!»

Когда мы читаем этот фрагмент, то даже вспоминаем про басню Крылова «Волк на псарне», созданную во время войны 1812 г., которая содержит в себе похожий сюжет и идентичный смысл. (В этой басне ловчий не желает вести переговоры с коварным волком, который олицетворяет Наполеона, и немедленно пристреливает его).

Образ вещего старца в поэме-сказке «Руслан и Людмила»

 

Также в поэме появляется образ вещего старца, который позже будет иметь большое значение в произведениях Пушкина на историческую тему — например, в «Песни о вещем Олеге», в «Борисе Годунове».

Мудрый Финн в пещере вдохновляет и ободряет Руслана. Волшебник олицетворяет более мудрого человека, чем большинство. Он знает и прошлое, и «провидит» будущее («провидец»). Во многом герой побеждает именно благодаря его наставлению  и поддержке. Таким образом поэт подчеркивает, что ученые люди имеют большое значение для свершения великих дел, иначе говоря для истории.

Поэт намекает на то, что великие герои (цари, князи...) должны слушать указания мудрых людей, чтобы привести свое дело к успеху.

Эта же мысль звучит и в следующем произведении Пушкина на историческую тему — в «Балладе о вещем Олеге».

Баллада «Песнь о вещем Олеге» (1822)

 

Proizvedenia-na-istoricheskuu-temu

«Песнь о вещем Олеге». Баллада

 

«Песнь о вещем Олеге»- баллада, созданная в 1822 г. и вышедшая в свет в 1825 г. В балладах показывается историческое событие, предание, чаще всего с трагическим сюжетом, и при этом близким к фантастическому.

Над этим произведением Пушкин работал почти целый год. Сосланный в южные края указом Александра I, автор вольнолюбивых стихотворений и в этом произведении продолжает тему противостояния поэта и власти.

Путешествуя по южной части России, он посещает Киев с его древними курганами. Одновременно он продолжает читать «Историю государства Российского» Карамзина. В этот раз он берет из Пятого тома сюжет о мудром князе Киевском Олеге.

Главный герой баллады, князь Олег, правитель Киевской Руси, прозван в народе мудрым (вещим) за его блестящий военный, стратегический ум. Это очень доблестный и великий человек, бесспорно.

Но Пушкин показывает, что у него лишь земной вид ума, он мыслит материальными понятиями. Например, он предлагает кудеснику лучшего коня в подарок:

В награду любого возьмешь ты коня.

Существует другой вид ума, еще более глубокий и дальновидный, это мудрость волхвов, мудрость возвышенная, таинственная. Загадочный старец из леса - «заветов грядущего вестник»

Кудеснику не нужен конь, материальные дары его не интересуют. Волхв не подчиняется власти княжеской (земной), а только божеской, небесной: «Покорный Перуну старик одному...»

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Думается, не случайно, что смерть князя предрекается кудесником. Точнее, не случайно, что Пушкин выбрал именно этот сюжет из летописи. Символически так Пушкин показывает, что смерть самодержавия, «самовластья» будет предречена именно бескорыстными и вдохновенными поэтами- вольнолюбцами, к которым причисляет и себя самого.

Не случайно также поэт выбрал сюжет смерти князя от своего коня. Конь — это символический образ народа, который верно служит своему царю. Но царской власти суждено погибнуть от своего коня, то есть от народа. В этом смысле балладу можно рассматривать как пророчество о грядущем конце самодержавной власти.

В балладе воспевается правдивость слов старого кудесника, несмотря на всю их загадочность.

Таким образом, через исторический сюжет  и форму (архаизмы, особый синтаксис, характерный для прошлых времен) Пушкин иносказательно говорит здесь  не столько о прошлом, сколько о настоящем, а также о будущем России.

 

Трагедия «Борис Годунов» (1825)

 

istoricheskie-proizvedenia-puchkina

Борис Годунов

 

В 1825 г. Пушкин оканчивает историческую пьесу «Борис Годунов» о смутном времени начала 17 века.  Пьеса эта была создана под влиянием чтения «истории государства Российского». Само произведение даже посвящено Карамзину, из трудов которого Пушкин взял столько сюжетов для своих произведений. А образ старца Пимена — наиболее возвышенный образ произведения — это намек на самого Карамзина, историка и собирателя летописей.

Портрет старца Пимена написан с любовью и уважением:

Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.

Дело жизни этого героя, как и призвание Карамзина, современника Александра Сергеевича Пушкина, — это вести летопись России и быть голосом народной совести:

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Столь возвышенное начало трагедии сменяется показом напряженных политических интриг, то в стане Годунова, то в лагере его противника, Самозванца — Лжедмитрия.

В трагедии Поэт продолжает рассуждать о сущности власти. Кому принадлежит она? Вернее, кто ответствен за нее, сам ли государь, или народу, или случай, божественное произведение ?

Старец Пимен фактически проводит мысль о том, что власть выбирает сам народ своим согласием или несогласием.

Но и в устах других героев трагедии звучит мысль о том, что власть, даже самодержавная, сильна на самом деле народным мнением. И даже крепостной народ, лишенный, казалось бы, и прав, и воли, играет в конце концов решающую роль в судьбах трона. 

Ведь все знали в глубине души, что Борис Годунов — убийца малолетнего царевича. Однако не было достойного царя, который мог бы править Россией так же хорошо, как Годунов. Поэтому народ молча терпел незаконность трона.

Но когда появился Самозванец, назвавший себя царевичем, всем людям в народе захотелось поверить, что убийства не было, что царевич чудесным образом спасся и теперь, возмужав, идет на свой законный трон. Об этом говорит боярин Пушкин, сторонник Самозванца. Он описывает, как Россия сдавалась без боя малочисленным и слабым войскам Лжедмитрия, поверив, что во главе идет настоящий русский царевич:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.
Димитрия ты помнишь торжество
И мирные его завоеванья,
Когда везде без выстрела ему
Послушные сдавались города,
А воевод упрямых чернь вязала?

Итак, Лжедмитрий силен народной поддержкой, а Борис Годунов жалуется о том, что народ его не любит, равнодушен  и не ценит его благодеяний.

Видно народное равнодушие и в день венчания Годунова на царство, когда крестьяне около Новодевичьего монастыря не испытывают никаких истинных чувств. В данной сцене показано, что это словно и не народ в полном смысле слова, а бессмысленно послушные боярам холопы.

Но народное мнение и сила его будут показаны в трагедии. Оказывается, народ желает видеть истинного, законного государя, государя с чистой совестью, а не царя-убийцу. Потому и холоден люд к Годунову, несмотря на все положительные стороны правления этого царя.

Царская власть показана как очень шаткая. Сам Годунов мучим изнутри совестью и потому страхом, а окружающие его лукавые и пронырливые бояре (Шуйский, Басманов) постоянно готовы к измене.

 

Тема законности и «чистоты совести» царской власти

 

Нечиста совесть у Бориса и его приближенных бояр, которые постоянно юлят в поисках личной выгоды. Нечиста совесть у Дмитрия Самозванца, который из-за своего одного честолюбия заставляет литься русскую кровь. 

Proizvedenia-Puchkina-na-istoricheskuu-temu-Godunov

Дмитрий Самозванец

 

В произведении голос совести проступает через образы старца Пимена, юродивого Николки. Что касается обобщенного образа народа, то он показан в целом с такой же спящей совестью, как и у бояр. И лишь в конце произведения, когда совершается убийство сына Годунова, появляется авторская ремарка: «Народ безмолствует». Этой фразой заканчивается трагедия.

В этом молчании — вся проснувшаяся совесть  и душа народа, через сострадание к невинным жертвам. Это сострадание, которое раньше относилось к убиенному (убитому) царевичу Дмитрию. Теперь оно перенеслось на детей Годунова, а гнев народный за это преступление падет на Дмитрия Самозванца, как мы знаем уже из истории.

Итак, в неодобрительном молчании народа  звучит тема справедливости, тема возмездия. Самозванец получит свое возмездие — он посеял бунт против своего соперника Годунова, но ему суждено пожать точно такой же бунт, который вскоре начнется против него самого. 

 

Тема исторического возмездия в трагедии «Борис Годунов»

 

После смерти Бориса Годунова, его сына Феодора постигла та же участь, что когда-то царевича Дмитрия.  Он убит, невинный ребенок, стоящий на пути предприимчивого властолюбца. Так Пушкин показал возмездие Годунову, свершившееся от лица самой истории. За свое преступление, убийство царского потомка Дмитрия,  он расплачивается посмертно гибелью своего сына и прекращением династии.

 Таким образом, исторический сюжет вновь позволил Пушкину коснуться больной темы для его друзей — современников, для его единомышленников — вольнолюбцев. Эта тема — царская власть. Насколько она законна? насколько она совестлива? Какую роль может играть народ в судьбах трона? существует ли возмездие государю ? Все эти проблемы звучали очень остро накануне восстания декабристов.  

 

Поэма «Полтава» (1828)

 

Proizvedenia-Puchkina-na-istoricheskkuu-temu-Poltava

Победа Петра I над Швецией, описанная в поэме

 

История создания поэмы «Полтава»

Поэма посвящена, скорее всего, Марии, в замужестве Волконской, дочери генерала Раевского (героя войны 1812 года). После восстания декабристов Мария стала одной из жен, последовавших в сибирскую ссылку за свои мужем.

Произведение явилось результатом давно зревшего интереса автора к Петру Великому. 

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Во время пребывания своего в имениях Давыдовых в Каменке (город в Киевской области) и у Раевских в Болтышке, недалеко от Каменки, Пушкин познакомился с малороссийскими преданиям о петровской эпохе. (Образы Марии и Кочубея  в поэме особенно напоминают художественные приемы народных песен Украины).

Исторический материал взят Пушкиным также из  «Дум» его друга, декабриста Рылеева («Войнаровский», Мазепа), в которых Мазепа представлен очень однозначно — как злодей, изменник. 

 

Содержание поэмы «Полтава»

 

В начале поэмы освещается обстановка в Малороссии; казаки в массе своей не хотели продолжать подчиняться Петру и «ненавистной Москве», так как русский государь заставлял их воевать на севере. Поэтому  они с нетерпением ждали шведского короля Карла как освободителя. Пушкин указывает, что в этой жажде перемен молодежь казацкая забыла про польский плен, от которого лет сто тому назад освободила Украину Россия (в поэме упоминается о  тогдашнем решении гетмана Богдана Хмельницкого присоединиться к России).

Описывается, как гетман Мазепа, являясь фактически подданным России, надеется получить единоличную власть над Украиной от шведского короля. Поэтому он возмущает все стороны света против России : казачьи круги, Польшу, Швецию, Восток. 

Proizvedenia-Puchkina-na-istoricheskuu-temu

Гетман Мазепа

 

Однако он настроил против себя судью Кочубея, опозорив его дочь Марию незаконной связью, пользуясь сильной влюбленностью в него девушки. Далее следует месть Кочубея – он и его соратник Искра, бывшие в курсе его козней, отправили донос Петру, но царь не поверил этой «мнимой клевете», т.к. безоговорочно доверял гетману Мазепе и нуждался  в этом талантливом полководце для войны со Швецией.

Царь Петр выдает Мазепе имена Кочубея и Искры, отправивших донос. Тогда Мазепа кровожадно требует их казни. Петр исполняет его желание. Беззаветно влюбленная в Мазепу Мария узнает, что он погубил ее отца, послав его на позорнейшую принародную казнь.

В последний момент коварный Мазепа, хладнокровно следуя своим планам, оставляет Петра и переходит на сторону Швеции. Однако эта новость не понравилась казакам, началось их недовольство, и дело дошло до русского царя. Петр слишком поздно понимает свою ужасную ошибку (несправедливая казнь Кочубея и Искры уже свершилась).

Но понимает свою политическую ошибку и Мазепа. Уже перед Полтавским боем он предвидит поражение Карла, и поверяет своему наперснику Орлику, что он ошибся, выбрав шведского короля, выбрав путь измены Петру.

Центральный момент поэмы – Полтавская битва, показавшая победу русской армии над шведской, что значило разгром огромной Шведской империи, самого грозного и территориально обширного европейского врага.

Пораженный Карл бежит вместе с Мазепой, и оба заканчивают свои дни в безвестности.

В конце поэмы Пушкин еще раз подчеркивает величие Петра по сравнению с такими героями, как Мазепа или Карл 12-й:

Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Пушкин придавал большое значение исторической достоверности всех материалов, и даже образ дочери Кочубея, любовницы Мазепы (в реальности — Матрены) также в основе своей взят из исторических фактов.

 

Россия, Украина и Швеция в  поэме «Полтава»

 

Название поэмы говорит об украинском ( во время описываемых событий, малороссийском) городе Полтава, близ которого произошло сражение большого исторического значения для России. Полтавская битва, стоящая в центре произведения, состоялась 27 июня 1709 года.

Казалось бы, именно политическое противостояния России и Шведской империи является основной, центральной темой поэмы.

Все герои так или иначе примыкают к одной из сторон. Кочубей, отец Марии – верно служит Петру Первому. Мазепа же, пользуясь всеми привилегиями Петра, скрыто готовит ему измену.

Исход Полтавской битвы, как центральный эпизод поэмы, решит судьбу главного героя поэмы – гетмана Мазепы. Поражение Швеции, беспомощность и растерянность Карла 12-го и блистательная победа Петра станет основным возмездием для этого злодея.

Но если Россия и ее противники – это словно обрамляющая все произведение тема, то настоящая, глубокая тема поэмы —  это Украина.

Все действие поэмы происходит на Украине. Россия и образ Петра в ней звучат лишь как эхо, если не считать  центрального эпизода Полтавской битвы, вступления и заключения.

Таким образом, Петр Первый – лишь эпизодический герой поэмы. Все главные герои поэмы – украинцы.

Быть Украине с Россией или со Швецией? Вот что волновало правящие и казацкие круги этой страны в то время. Именно этот вопрос становится центральным для главных героев произведения.

Как истинный патриот, автор описывает события так, как они видятся с русской стороны. В этом свете Мазепа предстает как подлый изменник, ищущий в войне лишь личной выгоды, лишь собственной власти. Гетман поверяет Марии свои планы – он жаждет стать во главе Украины как отдельного,  независимого от России государства, так как именно это обещает ему шведский король в случае победы над Петром.

Пушкин заостряет наше внимание на том, что Мазепой движет прежде всего личная злопамятность. Он все никак не может простить русскому государю, что тот схватил его однажды за усы, в ответ на какую-то дерзость . С тех пор жажда личного отмщения не дает ему покоя.

Гетман вошел в доверие к Петру и с тех пор получил от него много благ и повышений, но продолжал таить неумолимую злобу против него.

Не об Украине он думает, по мнению Пушкина,  так как показан нам закоренелым эгоистом без моральных принципов, без возвышенных патриотических стремлений. Это доказано также тем фактом, что он незаконно похитил дочь украинского судьи Кочубея.

Внутри украинской темы остро звучит  тема личных отношений, связывавших украинских героев – Мазепу, Кочубея и его дочь Марию. Подлость Мазепы служит причиной, что бывший его друг и соратник Кочубей становится ему заклятым врагом, а затем погибает по его наущению. Его крестница Мария опозорена им, и сходит с ума, когда узнает, что ее возлюбленный погубил ее отца.

 

Тема исторического возмездия в поэме «Полтава»

 

Тема исторического возмездия (которую несколько лет ранее Пушкин подчеркнул в трагедии Борис Годунов),  звучит и в поэме «Полтава».

Мазепа наказан не только беспокойным духом, мучениями совести, и даже не только поражением его политических планов.

Он наказан и последней встречей с Марией, в которой героиня начинает видеть все безобразие его души. Она была влюблена в другого Мазепу, который казался ей человеком чистым и возвышенным, и только теперь поняла, каков он на самом деле.

Я принимала за другого
Тебя, старик. Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен:
В его глазах блестит любовь,
В его речах такая нега!
Его усы белее снега,
А на твоих засохла кровь!

Поэма «Полтава» таким образом  — это трагедия для всех украинских ее героев. Но торжествующий образ Петра и Русской империи входит в диссонанс с трагическим аккордом этого произведения. По замыслу Пушкина, трагичность судьбы героев — это то, что подчеркивает всю абсурдность подлой измены Мазепы. Именно из-за нее произошли личные катастрофы героев в поэме.

 

Поэма «Медный всадник» (1833)

 

Пушкин обозначает жанр произведения в подзаголовке как «петербургская повесть». (Позднее Гоголь возьмет для своего известного сборника повестей  это выражение Пушкина, ведь у Гоголя тоже речь пойдет о маленьком человеке).

Содержание поэмы «Медный всадник»

Автор говорит в начале произведения, что оно основано на реальной истории, факте, взятом из журналов того времени. Рассказывается о страшном наводнении в 1824 г., которое затопило Петербург «по пояс». Итак, само наводнение относится к ближайшей истории – к эпохе самого Пушкина. Лишь 10 лет отделяют эту историю от момента создания произведения.

Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье…

Казалось бы, идет речь о наводнении, но Пушкин затрагивает и более далекую историю — время создания Петербурга в самом начале 18 века, петровскую эпоху.

Поэма открывается прославлением и великого Петра, и его «творенья»  – великого Петербурга. Тем не менее, «печален будет мой рассказ», предупреждает автор.

Начинается картина страшного наводнения, которое уничтожит дом возлюбленной,  а с ним будушее главного героя поэмы.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!

 

 

Образы правителей в поэме

«Медный всадник»

 

Образ Александра I

 

Образ царя Александра I показан без критики. Правитель не может влиять на злую природную стихию:

В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.

В поэме говорится, что царь делает все возможное, чтобы помочь людям. Но мы понимаем, он не может вернуть людям погибших близких.

Перед стихией одинаково беспомощны и царь, и маленький человек Евгений.

 

Образ Петра I в поэме "Медный всадник"

 

Если несколькими годами ранее, в поэме «Полтава», Пушкин создал идеалистический образ Петра как героя, полубога, славного императора-победителя, то теперь размышления об этом царе неоднозначны.

С одной стороны, в самом начале поэмы Пушкин признается  в любви прекрасному городу, и воспевает гений Петра, благодаря которому он был создан:

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

С другой стороны, события поэмы противопоставляют величие Петра и его замыслов конкретной судьбе маленького человека — Евгения.

Во время наводнения Евгений переживает лишь об одном, спасется ли его невеста Параша, чей дом находится у самого моря.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Как равнодушен великий человек к переживаниям маленького человека! Он стоит спиной  к нему, простерши руку в туманное великое будущее. Он хладнокровно и уверенно вершил судьбу огромного русского государства. Тогда как все тревожные думы главного героя поэмы -  об одном-единственном, но живом человеке, его невесте. И их будущее вдвоем,  а значит и будущее Евгения, уже уничтожено. 

Упоминание о «кумире на бронзовом коне» становится лейтмотивом поэмы, так как повторяется вновь с легким видоизменением, в конце поэмы. Прошел год со дня наводнения (вновь наступает осень). Унылый осенний пейзаж и образ виденного тогда «кумира» глубоко отпечатались в мозгу героя.

Обезумевший уже год назад, увидев вновь медную статую, он на мгновение вновь вспоминает страшный день наводнения:

С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

И вновь здесь образ неколебимой и бесчувственной великой статуи противопоставлен бедному, беспомощному, но живому и чувствующему человеку Евгению.

И в этот момент наступает кульминация произведения. Сумасшествие героя обостряется, он убегает прочь от места несчастного воспоминания… Но ему начинает чудиться, что «медный всадник» преследует его, гонится за ним.

Итак, Петр Первый показан как бесчувственная железная статуя, а в конце поэмы и как кошмарный фантастический персонаж, плод воображения обезумевшего героя.

Именно на изображение Петра переносится весь ужас и отчаяние маленького человека Евгения. В статуе Петра Евгению видится страшный преследователь, в нем видит он виновника своих несчастий. От глубины своего горя, бедный Евгений не смеет даже смотреть на «Медного всадника»,

Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 

Вывод

 

И Петр, и Александр показаны на вышине, один на постаменте, другой на дворцовом балконе. Правители, таким образом, не участвуют в людских страданиях, они выше этого.  Лишь простой, безвестный люд платит своей жизнью во время любых катастроф, и цари не спасают их. В произведении отображена трагичность участи маленького человека.

Таким образом, показав образ Петра Первого под неожиданным ракурсом,  Пушкин глубоко затронул тему народной беззащитности и царской неспособности исправить эту ситуацию. Понятно, что поэма не была разрешена к публикации при жизни Пушкина.

(Поэма не разрешена к печати Николаем 1. В 1837, по смерти Пушкина, произведение выходит с цензурой В.А. Жуковского, и лишь в 1904 г. впервые напечатана без цензурных правок).

 

 

Была ли вам интересна данная информация? Расскажите в комментариях! Благодарим, если поделитесь в соцсети этим постом!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением