Описание полтавской битвы в поэме «Полтава» Пушкина

Poltavskaia-bitva

Мозаика М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (год создания мозаики — 1764)

Значение полтавской битвы для русской истории

Прежде чем обсудить описание полтавской битвы в поэме «Полтава» Пушкина, давайте вспомним, что это за битва, какое значение она имела для русской истории. Нам это поможет понять, зачем Пушкин писал данную поэму.

27 июня 1709 года произошла решающая битва между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. В истории она осталась как Полтавская битва. Полтава — это город на северо-востоке Украины, на самом подступе к российской границе. А в то время это была часть самой России (эта часть называлась Малороссия). Вот как близко подобрались шведы, ведь все владения до самой Малороссии были частью Шведской империи.

Петр был не только особенный, мудрый правитель, но и талантливый полководец. Под его руководством Россия в те памятные дни разгромила противника, и Шведской империи пришел конец. В память об  этом мы отмечаем 10 июля день Воинской славы России.

Почему Петр Первый одержал победу? Им владел особый дух — дух патриотизма. Ему неинтересно было прожигать свою жизнь в дворцовой роскоши и бездействии, как это делали многие цари. Всю свою жизнь он положил на огромный ежедневный труд — на гигантские трансформации своей страны к лучшему.

Не потому ли самые преданные Отечеству поэты и писатели провозглашали Петра Первого своим кумиром и посвящали ему восторженные произведения? В числе таких поэтов и Ломоносов (создавший даже мозаику на эту тему), и почитатель Ломоносова Александр Сергеевич Пушкин. 

Как же описывается Полтавская битва в поэме Пушкина «Полтава»?

Сначала мы узнаем о том, что встреча войск началась очень рано, на рассвете:

Горит восток зарею новой. (метафора)
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый (анжамбман — перенос строки, эпитет)
Кругами всходит к небесам...

Весь отрывок выдержан в быстром, бодром темпе, для чего больше всего подошел стихотворный размер ямб (ударение на каждом втором слоге). Пушкин рассказывает о том, что уже до полудня шведы начали сдаваться. В полдень же, во время кратковременного отдыха, оба великих военачальника-правителя вышли к своим полкам и дали им знак вступить в решающую битву:

...И грянул бой, Полтавский бой!.. ( приемы — риторическое восклицание и повтор)

Но еще до начала описания этого боя автор дает понять, что исход битвы практически предрешен. Об этом можно догадаться по тому, как по-разному представлены русский и шведский правители. Они показаны методом контраста: могучий, уверенный в себе Петр и тяжело раненный, слабый и растерявшийся Карл XII. Русский император  описан с помощью гипербол («Он весь, как божия гроза» — гиперболическое сравнение) и оксюморона: ужасен" и одновременно «прекрасен»:

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
 

Образ Петра наполнен движением, жизнью. И наоборот, шведский монарх — «в качалке, бледен, недвижим». Здесь налицо антитеза.

В этом описании нельзя не вспомнить историю с Наполеоном, когда русские точно так же повергли его в полнейшее смятение. Надо сказать, что на момент победы России в войне с французами( то есть за 13 лет до создания поэмы «Полтава»), Пушкин был совсем молодой юноша. НО эти события сильно повлияли на все его творчество, придав ему общий оптимистический пафос.

Описание самой Полтавской битвы не скрывает того, что это прежде всего кровавая бойня, как и любая война.

Художественные средства здесь : гипербола( «ад»), нагнетение существительных путем бессоюзия: Гром пушек, топот, ржанье, стон (...)

и наоборот, повторение союза и: И смерть и ад со всех сторон...

Нагромождаются то существительные, то, наоборот, глаголы, что передает эффект общей сумятицы и напряженного действия.

Но затем начинается сильнейший эмоциональный подъем — кульминация отрывка, в тот момент, когда шведы начали явное отступление:

Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась.
Убийством тупятся мечи 
И падшими вся степь покрылась,

как роем черной саранчи (гиперболическое сравнение).

Отрывок заканчивается описанием праздника в честь победы:

Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен...

Пушкин отмечает дипломатический и политический дар русского правителя: на своем пиру Петр угощает и поверженных противников, прекрасно понимая, что Россия не должна полностью закрываться от Европы. И Пушкин, и его предшественник Ломоносов восхищались именно этой широтой кругозора Петра Первого: с одной стороны, он не позволял Европе унижать и порабощать Россию. С другой, он понимал, что нам нужно многому учиться у западных стран. Поэтому на своем пиру русский вождь «за учителей своих заздравный кубок поднимает».

Метафора: «Темнеет слава их знамен»

Олицетворение: «На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев».

Метафора — аллегория:

«Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»

«И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен».

Гипербола: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра

«Он поле пожирал очами» (гиперболическая метафора).

«В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным (...)»

 

Заключение

Поэма «Полтава» написана Пушкиным в 1828 году, когда уже позади победа России над наполеоновской армией. Поэтому произведение пронизано гордостью за свою страну, оно дышит победным пафосом. Поэма побуждает нас интересоваться историей своей страны и вместе с поэтом радоваться победам нашей родины.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением