«Недоросль» Фонвизина. Анализ комедии

 

Направление

Комедия «Недоросль» ( 1783) принадлежит такому литературному направлению, как классицизм.

Излюбленный жанр эпохи классицизма — драматическое произведение, пьеса (трагедия, драма, комедия). У этого жанра в эпоху классицизма были свои собственные правила — единство места, единство времени, единство действия. Все должно было происходить в одном месте, в течение одних суток и все происходящее на сцене должно вести к одной-единственной цели (не должно быть никаких побочных конфликтов кроме главного).

Классицизм тяготел к изображению идеальных, правильных образов и требовал ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведения.

В произведениях классицизма обычно показывалось  в качестве идеала сочетание личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. В системе ценностей положительного персонажа интересы государства ставились выше интересов личности.

Фонвизин следует таким правилам классицизма, как четкость сюжета, ясность языка, изображение идеальных героев, которые следуют в своей жизни моральному долгу. Эти герои ставят интересы общества выше своих собственных — таковы Правдин, Стародум, Милон.

Однако ясность изложения мыслей не всегда присутствует в комедии. Если монологи Стародума и Правдина следуют этому правилу и потому сегодня кажутся очень искусственными, то реплики отдельных героев (Митрофан и другие) иногда прерываются во взаимном диалоге. Так Фонвизин привносит больше живости  и реалистичности в действие. В этом он отступает от классицизма, предвосхищая развитие реализма.

В комедии по законам классицизма должны были показываться комические (неидеальные, неправильные) персонажи. Фонвизин же нам показывает здесь и идеальных, возвышенных героев, место которых — трагедия, по канонам этого направления. Таким образом, автор смешивает жанры и в этом отступает от канонов классицизма.

Также Фонвизин неукоснительно следует двум правилам драмы классицизма — единство места и времени.

Единство места: все происходит в доме Простаковой. Единство времени: действие укладывается в одни сутки (от одного утра до следующего утра).

Единство действия: можно увидеть четкую, ясную линию действия. Она связана с темой власти госпожи Простаковой в своем доме.

Реализм в комедии

Но единство действия немного нарушено такими второстепенными комическими сценками, не имеющими отношения к основному сюжету, как, например, взаимоотношения учителей Митрофана, их перепалки с немцем Адамом Адамовичем.

Основные образы

Семья Простаковых

На протяжении первого действия мы знакомимся со всеми обитателями дома — сама Простакова, ее беззащитные слуги (Тришка, Еремеевна...), трусливый муж Простаков, избалованный сын Митрофан, брат Скотинин... Мы узнаем характер каждого персонажа благодаря тому, что и как они говорят. Речь каждого человека характеризует его как нельзя лучше.

Обитатели дома Простаковых делятся на членов семьи и на гостей.

Отношения в семье Простаковых сложно назвать отношениями. Мать балует своего сына Митрофана, не замечая того, что он растет лентяем, грубияном и глупцом. Хотя ей это сложно заметить, поскольку сама она является таковой. Более того, в ту пору считалось, к сожалению, нормальным, если дворянин ничего не делает и оскорбляет крепостных. Господин Простаков полностью подчиняется своей супруге, не имея никакого собственного мнения. У Митрофана нет почтения к своим родителям. Он говорит, например, что ему все снилась «дрянь какая-то»- то матушка, то папенька.

Никакого человеческого общения между Простаковыми не происходит.

Речь членов семьи сводится к тому, что Простакова бранит своих слуг, мужа, учителей Митрофана. Также она во всем потакает своему бестолковому сыну.

Комедия не случайно начинается сценой с портным Тришкой: то, как обращается Простакова с подневольным человеком, как нельзя лучше характеризует ее личность. Ведь характер каждого из нас всегда виден именно в обращении со слабыми людьми, которые от нас зависят. Вот как обращается Простакова к своему крепостному: «Скот», «Вор», «Воровская харя», «болван». Впоследствии мы поймем, что фактически, не зная того, она говорит сама про себя. Именно ей свойственно и воровать, и вести себя по-скотски, и проявлять глупость (невежество, необразованность).

Простакова похожа на волка из басни Крылова «Волк и ягненок», где сказано: « У сильного всегда бессильный виноват». Именно это и происходит перед нашими глазами, когда барыня обвиняет слугу заранее во всем на свете. Спорить с ней бесполезно, ее суждения бесцеремонны и  глупы, например:

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»

Наиболее рельефными и запоминающимися в комедии являются образы Митрофана (он самый смешной) и Простаковой (вызывающий яркий сарказм автора).

Образы Стародуба, Милона, Правдина кажутся нереальными, нам трудно представить подобных людей в жизни. Их речь — неестественная и книжная. В этом — определенный недостаток данного произведения.

 

Гости Простаковых

Что касается гостей дома Простаковых, то между ними совсем другие отношения. Софья с глубоким почтением относится к своему дяде Стародуму. Мы видим трепетную и чистую любовь между Софьей и Милоном. Также мы наблюдаем дружбу и интересное общение между Правдиным и Стародумом. Все эти люди хорошо понимают друг друга, увлеченно ведут беседы, их характеризует взаимная преданность, уважение и верность.

Сатира в комедии

Фонвизин использует все средства сатирического искусства, чтобы высмеять семейство Простаковых. Стародум не скрывает своего насмешливого отношения к хозяйке дома. Смех вызывает и то, что Простакова искренне гордится своим сыном:

«Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть,»-

говорит Простакова, указывая на Митрофана. И действительно, она все сделала для того, чтобы сын вырос по ее образу и подобию. Только в отличие от Простаковой, все видят, что результат получился не очень хороший. (литературный прием — сарказм).

Сцена «экзамена» Митрофана получилась очень смешной, благодаря юмору, который использует автор. Например, Митрофан использует просторечные формы слов, чем подчеркивает свою необразованность: «существительна да прилагательна», вместо «существительное и прилагательное», или «котора дверь», вместо «которая дверь».

Ответы Митрофана очень комичны своей глупостью. Это подчеркивается ироничным отношением к нему таких персонажей, как Правдин («В грамматике он силен»), Милон («Я думаю, не меньше и в истории»), Стародум (« Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина»).

Видя провал Митрофана на «экзамене», Простакова оправдывается тем, что в жизни и не нужно быть смышленым и образованным. Ведь смышленых и ученых берут «в должность» и они должны будут трудиться на благо общества. Не такой участи она желает своему сыну. Митрофанушке она хотела бы жизни спокойной, вдали от всякого труда и хлопот, чтобы он жил только для своего собственного удовольствия. Поэтому она и вырастила из него неуча и бездельника.

Исходя из этого, попытаемся ответить на вопрос — опасен или смешон Митрофанушка?

Он и смешон, и опасен. В этом он, как и все ему подобные, схож с обществом Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума», которое также одновременно и смешно, и опасно своей недалекостью и посредственностью.

Конфликт

В сцене налицо конфликт (столкновение) кардинально разных жизненных позиций. Правдин, Милон и Стародум олицетворяют в сцене «экзамена» истинное просвещение. Оно заключается в том, что тем людям, которые хотят быть полезными обществу, нужно учиться. Такие герои, как Стародум и его друзья живут не для себя, а для блага Отечества. Говоря об этих героях, мы не можем не вспомнить личность Ломоносова, родоначальника русского просвещения и предшественника Фонвизина в литературе. Именно Ломоносов настойчиво начал проводить в российскую действительность идею о том, что без обучения Россия останется отсталой страной.

Напротив, семейство Простаковых олицетворяет невежество. Эта позиция людей, которые не понимают пользы от наук, поскольку живут они исключительно для себя, из позиции «моя хата с краю». Проблемы общества и страны их никогда не интересуют, если не касаются их материальных интересов. Духовное и культурное развитие для них не существует. Они видят, что можно жить богато и хорошо устроиться в этой жизни, совсем не учась. Достаточно выгодно жениться, или просто быть очень экономным, скаредным и корыстным. Так зачем же мучиться?

Простакова заявляет:

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

Итак, для Простаковой и всей ее семьи, если человек трудится и учится, то это его беда и проблема. Смысл жизни для нее — это суметь устроиться повыгоднее и поудобнее, жить исключительно для себя и своей узкой личной выгоды.

Конфликт характеров в этом произведении вызревает с самого начала: например, Правдин сразу же видит, у каких примитивных людей он является постояльцем. Деспотичное отношение хозяйки к народу не может не возмущать душу этого чиновника, любящего справедливость. Софья видит грубое и бесцеремонное отношение к себе, как к бедной сироте, хотя ее имение фактически прибрано к рукам (Скотинин уже видит в нем залог своего счастливого будущего). Также Стародуб и Милон узнают, что Простаковы обманом увезли к себе Софью, чтобы выдать ее замуж с выгодой для своей семьи.

Явный конфликт в действии начинается лишь с явления 10 четвертого действия, когда Простаковой и Скотинину уже объявлено, что Софья имеет другого суженого.

До этого момента конфликт является скрытым: положительные герои возмущенно переговариваются между собой о Простаковых и иронизируют над ними во время общения. Но они еще не подозревают, до какой низости способна дойти хозяйка дома.

Итак, открытый конфликт начинается с подачи Простаковой, которая озлобилась оттого, что Софью не согласны выдать замуж за ее сына. Она решилась на противозаконное действие  — похитить богатую наследницу, чтобы тайно, насильно обвенчать ее с Митрофаном.

Кульминацией комедии является момент, когда свою невесту освобождает Милон, случайно проходящий мимо в час совершения преступления (явление 2 последнего пятого действия).

И развязка произведения — это наказание преступницы от имени правительства, озвученное Правдиным.

Цель комедии

На момент выхода в свет комедии все знали, что автор обращается в ней прежде всего к императрице Екатерине II. Поэтому главным героем комедии оказывается именно женщина, полноправная хозяйка. Своей авторитарностью и деспотическим, неуважительным отношением к простому народу она в чем-то напоминала Екатерину.

Как Ломоносов пытался повлиять на царицу Елизавету в своей оде на день восшествия ее на трон, так и Фонвизин лелеял надежду, что государыня Екатерина прислушается  к его произведению, что она изменит взгляды на деспотизм, на крепостное право, на образ жизни дворянского сословия.

 

Идея комедии

Через образ Простаковой автор показал, что деспотичный человек, угнетающий других, аморален и потому способен на любые преступления и злодеяния. Фонвизин хотел донести до публики, что деспотизм не должен являться нормой дворянского общества. Тираничный человек несет в себе зерна зла, которые принесут горькие плоды обществу.

Язык произведения понимается довольно просто.

 

Что важнее в комедии «Недоросль»— воспитание или образование?

Для Фонвизина нужнее воспитание. Об этом неоднократно он говорит в комедии «Недоросль» устами Стародума: для этого героя душа намного важнее , чем ум и образование. Воспитание — это когда в центре внимания именно душа человека. Для образования же в центре внимания только ум (интеллект).

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знание мода, как на пряжки, на пуговицы».

Стародум продолжает, что без души «просвещеннейшая умница — жалкая тварь...»

Бездушный, невоспитанный человек, даже будучи образованным и умным, немногим отличается от невежды, то есть от бескультурного человека. Ведь когда у личности не развита, не воспитана душа (нравственность), то она превращается в зверя.

Темы, затронутые в произведении, актуальны и сегодня. Это темы гуманного духовного воспитания детей для их служения Отечеству. Если родители будут воспитывать детей-бездельников или людей, которые хотят жить только для себя, то от этого пострадает все общество, и нам придется стыдиться за свою Родину. Сегодня России нужны такие люди, как Стародуб, Правдин, Милон, Софья. У них правильные нравственные принципы и они способны строить здоровое образованное общество.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением