«Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Анализ поэмы

 

 

1. Гамма чувств и настроений героя на протяжении поэмы

 

В поэме Лермонтов передает целую историю развития чувств героя.

В первых главах (2-7) Мцыри жаждет свободы и бежит из монастыря. Здесь у него радостно-бунтарское настроение и чувство восторга перед своей свободой, чувство надежды вырваться монастырского из плена, найти свою отчизну, обрести свой родной дом.

В главах 8-11 он испытывает чувство восхищения перед природой, он охвачен настроением мечтателя и созерцателя.

В главах 12- 14 он влюбляется в молодую грузинку, но, движимый своей страстной мечтой, продолжает свой путь и уходит от девушки, не познакомившись с ней. В этой части поэмы важно изображение любовного чувства Мцыри с его смятением и «странной, сладкою тоской».

В главах 15- 16 он испытывает отчаяние и изнеможение, поскольку потерял из виду горы, к которым стремится. и заблудился в огромной чаще. Но в главах 17-18 он побеждает барса и ощущает радость и гордость победы. Он начинает особенно четко понимать, что его предназначение — быть смелым бойцом, и могучего дикого зверя он ощущает своим братом. Поэтому несмотря на свои раны он стойко продолжает свой путь к цели, отчему дому.

Однако в главах 19- 22 героя ждет жестокое разочарование. Здесь он испытывает по-настоящему глубокое отчаяние. Он теряет смысл жизни и всякую волю к выживанию. Он понимает, что несмотря на свою попытку, на все свои страдания в пути, он потерпел поражение и уже никогда не осуществит свою мечту.

В главе 23 героя ждет утешение в виде фантастического видения, которое начинается в предсмертном бреду, в виде прощальной встречи с образами вольной природы.

В конце поэмы (главы 24-26) герой прощает всех, никого не проклинает, смиряется со своей судьбой и лишь просит похоронить его в том месте, откуда будут видны его родные горы.

2. Образ главного героя. Противопоставление жизни в монастыре и жизни на воле.

 

На протяжении всей поэмы монастырская жизнь кажется герою «тюрьмой», а настоящая жизнь видится ему лишь на свободе. Вот почему Мцыри умирает, поняв, что вернулся к монастырю, заблудившись в конце своего трехдневного пути. Жизнь вне природы, жизнь по чуждым ему и навязанным ценностям не имеет для него смысла.

Мцыри — настоящий романтический герой. Его образ можно понять на двух уровнях. С одной стороны, он стремится к своей отчизне. Но с другой стороны, проанализировав его действия, чувства и характер, мы понимаем, что он ищет лучшего мира, более свободного, которого не существует на земле (принцип романтического двоемирия).

3. Роль пейзажа в поэме

 

Природные образы очаровывают героя, символизируют для него настоящую жизнь. В образах разделенных скал он видит собственную разлуку с отечеством, в грозе чувствует собственную жажду великих свершений, а в саду он слышит голоса, говорящие о вечном. Он хорошо понимает голоса природы, воспринимает их смысл. А горы для него – это символ свободы и родины.

Кроме того, герой сам себя считает частью дикой природы, поэтому сравнения со зверями очень важны для понимания образа Мцыри:

«Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей».

Образы природы, меняя свой характер вслед за сменой событий в пути Мцыри, всегда точно передают его состояние. например, его разочарование в конце пути передано таким же пейзажем:

(…) Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.

 

Яркость пейзажа у Лермонтова достигается благодаря использованию множества художественных средств, например:

метафора – «Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез», «И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев», «Я в нем глазами и душой Тонул»

метафора-олицетворение:

(…)Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.

 

эпитет – «Седой, незыблемый Кавказ», «Растений радужный наряд», «И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам»; «Мир темен был и молчалив», «То взор кровавый устремлял»,«При звучном ропоте дубрав», «Про легких, бешеных коней»

олицетворение— «Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал», «Дохнули сонные цветы»

сравнение-олицетворение— «Там, где сливаяся шумят Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры»;

«Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой»;

«И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег».

сравнение

«Я видел горные хребты, Причудливые как мечты»;

«Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом»;

«И облачко за облачком (…) К востоку направляло бег — Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!».

гипербола:

«В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог»;

«И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота»;

Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

 

оксиморон: «То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом»

 

антитеза: «Бледный свет Тянулся длинной полосой Меж темным небом и землей»

анафора и грамматический параллелизм :

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!

Еще пример и параллелизма, и анафоры в одном отрывке:

Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением