«Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Анализ глав 1-5

глава 1. Сержант гвардии.

 

Название главы иронически напоминает о том, что герой еще до своего рождения был записан как «сержант гвардии» в питерский Семеновский полк, но по мысли отца должен сначала «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Также название главы методом противопоставления поддерживает иронию: звание «сержант гвардии» противопоставлено образу совершенно неопытного, наивного мальчишки, каким еще является здесь «Петруша».

Имя Петр было дано мальчику не случайно: мы догадываемся, что отцу Гринева были важны ценности, впервые введенные Петром I (а именно, что каждый должен сам заслуживать свой карьерный рост, а не получать его просто ввиду своего дворянского происхождения). Как и Петр Великий, отец Петруши считает важным, чтобы воспитание дворянина было наравне с солдатом полно строгих требований.

И несмотря на то, что сын возле своей любящей матери воспитывался как обычный барский недоросль, то есть как беспечный лоботряс, по достижении им совершеннолетия отец решил резко изменить курс воспитания и наконец сделать из него мужчину. Естественно, для сына это явилось абсолютной неожиданностью. Он был уверен, что попадет сразу в прославленный столичный полк по протекции, которую имел аж до своего рождения. Поэтому весть о его отправлении в далекий Богом забытый Оренбург он воспринимает с унынием и отчаянием. Однако Петруша воспитан в беспрекословном послушании отцу и не может ему перечить.

После краткой обрисовки отца и матери рассказчик повествует о том, что он, 16-летний любимый сын, отправляется по воле отца на место службы в глухую провинцию , и вот он уже в трактире в Симбирске (ныне Ульяновск, город в Поволжье). В трактирной бильярдной происходит встреча с  ротмистром гусарского полка Зуриным. Он научил Петра играть в бильярд и тут же предложил сыграть на деньги, все время подливая ему пуншу. В результате манипуляций Зурина Гринев проиграл сумму немалую.

Он видит в Зурине своего «учителя» на пути к тому, чтобы стать настоящим взрослым офицером (а это значит, как выходит по наставлениям Зурина, уметь пить, играть, проигрывать деньги).

В этой главе Гринев – настоящий барский недоросль, почти ребенок, который мог бы легко превратиться в гнусного гуляку, который пьет  и играет, да еще с барскими замашками самого плохого тона:

Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе. «Что это, сударь, с тобою сделалось? — сказал он жалким голосом, — где ты это нагрузился? Ахти господи! отроду такого греха не бывало!» — «Молчи, хрыч! — отвечал я ему, запинаясь, — ты, верно, пьян, пошел спать... и уложи меня.

Здесь происходит попытка героя перестать быть ребенком в глазах Савельича и всего мира, и делает он это путем непривычно грубого и надменного отношения к своему крепостному «дядьке».

Но, забегая вперед, скажем, что судьбе угодно отдалить Гринева от плохого влияния, и в Белогорской крепости он возмужает: а эта глава заканчивается пока тем, что Гринев и Савельич уезжают из Симбирска, отдав Зурину требуемые деньги. Гринев со стыдом и раскаянием, Савельич в глубоком горе оттого, что его воспитанника так подло объегорили.

Эпиграф к этой главе показывает нам основную ее мысль:

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! пускай его потужит...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Да кто его отец?
Княжнин.

Итак, в эпиграфе звучит намек, что отец главного героя – немаловажная фигура в этой главе. Именно он считает, что его сын должен сначала послужить, причем в месте тихом и порядочном, а не среди лихих вольнодумцев Петербурга. Не желает отец сыну и становиться сразу «гвардии капитаном» благодаря протекции. Ведь быстрое и незаслуженное возвышение способно испортить человека, вызвав к жизни его самые худшие черты. А они есть в зародыше даже в самом хорошем человеке. Не случайно автор показывает нам здесь юного Гринева, вдруг начавшего резко и презрительно обращаться со своим преданным слугой.

 

глава 2. Вожатый

Эпиграф ко главе – слова из старинной песни. Прочитав главу, мы понимаем, что они намекают на Пугачева, который в этот вечер возвращается в яицкие края (берега уральской реки Яик, сегодня реки Урал, на границе с Башкирией, Киргизией), чтобы начать подготовку к новому восстанию:

Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.

 

Ключевая сцена здесь – первая встреча главного героя с тем, кто в следующих главах станет известен как Емельян Пугачев.

В начале этой главы мы узнаем, что Гринев – в глубине души добрый малый: он желает помириться с Савельичем и испытывает искреннее раскаяние за свое поведение. Поэтому мы начинаем симпатизировать этому герою. Они с Савельичем приближаются к Оренбургу, поднимается буран. Встреча  со случайным «вожатым», знатоком здешних краев (Емельяном Пугачевым,  про что никто из них еще не догадывается) помогает им выбраться из степи и добраться до ночлега.

Убаюканный бурей в кибитке, Петр Гринев видит вещий сон: его родного отца заменил мужик, портрет которого схож с подробным описанием их вожатого, который будет дан сразу после пробуждения Гринева. Получив отказ от Гринева попросить его благословения, этот мужик начал махать топором и проливать кровь кругом.

Прочитав повесть, мы поймем, что в этом сне мужик, лежащий в постели вместо отца, символизирует неожиданную смену правления, приход мужика к власти под личиной будто бы истинного государя (самозванство Пугачева, нарекшего себя Петром III). То, что мужик во сне, не получив от Гринева поцелуя в руку (предвестие отказа Гринева изменить своей присяге), начинает убивать всех вокруг топором, означает пугачевское восстание и намерение бунтовщика уничтожать дворян, непокорных его власти.

Сон про кровожадного мужика, казалось бы, контрастирует с образом простого и бедного «мужичка»- «вожатого», которым пока является здесь Пугачев.

В роли проводника посреди бурана, Пугачев сыграл в первый раз роль спасителя для главного героя. Их кибитка вышла к ночлегу и не была занесена снегом благодаря лишь его сметливости и уникальному знанию степной природы. За это Гринев от сердца благодарит вожатого, приглашая его к столу, а также подарив ему, плохо одетому, на прощание заячий тулуп.

Конечно, слуга Гринева, верный Савельич, переживает, что неопытный Петр все раздарит по своей простоте направо и налево, подобно тому как только что проиграл Зурину много денег. Поэтому Савельич клянет вожатого на чем свет стоит, что он принимает в подарок заячий тулуп, называя его «собакой», «разбойником», «пьяницей оголелым»:

(...) Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

И действительно, широкоплечий статный мужик распорол тулуп по швам, надев его, но до глубины души благодарен Гриневу за само внимание к нему, простому человеку, и сердечную теплоту:

Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». 

 

Мы узнаем позднее, что Пугачев сдержит свое обещание и на самом деле никогда не забудет милосердия Гринева. Ведь милосердие — это неравнодушие человека к простому первому встречному, добрый поступок, который делается не ради выгоды и не ради получения благодарности. Ведь Гринев очень скоро забыл и про их вожатого, и про свой отданный тулуп, и был уверен, что больше никогда не встретит этого мужика. Именно такие бескорыстные поступки являются по-настоящему милосердными.

Глава не случайно названа «Вожатый» — Пугачев сыграл роль вожатого не только в буран, но и всей своей буйной натурой является таковым. Он несомненный лидер благодаря многим качествам своей личности («хладнокровие, сметливость, тонкость чутья» — это определения Гринева в этой главе).

Однако и сам буран возникает в произведении не случайно. Он символизирует переворот, бедственные стихийные события, которые произойдут скоро в истории, а именно восстание Пугачева. Поэтому впервые Гринев встречает Емельяна именно посреди метели. Метель и Пугачев — это словно одно целое, они принадлежат стихии бури и мятежа. И как вожатый вывел Гринева из бурана, так же он поможет ему в дальнейшем и спасти себя самого и свою невесту посреди страшных для дворянства событий.

Глава заканчивается тем, что Гринев отправляется к конечному месту назначения, в расположенную недалеко от Оренбурга Белогорскую крепость.

 

Глава 3. Крепость

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).
Старинные люди, мой батюшка. («Недоросль»).

Смысл этих двух рядом поставленных эпиграфов в том, что Мироновы, с которыми мы знакомимся в этой главе, – люди старого образца (верно преданные царю, монархии, присяге). Старый товарищ отца Гринева так и сказал про капитана Миронова: «добрый и честный человек».

Супруги Мироновы оба по духу настоящие русские солдаты, живущие бедно, но имеющие истинно патриотический дух и не боящиеся даже самого лютого врага. Именно благодаря людям такого склада Отечество выигрывает битвы, на них все и держится. Верность, преданность и отвага – это качества характера, которые накрепко породнят Мироновых с натурой Петра Гринева, хотя в этой главе мы еще не знакомы именно с этими чертами всех названных персонажей. Однако эпиграф уже предсказывает многое про Мироновых.

Эпитет «старинный», присутствующий в эпиграфе, имеет в данной главе несколько отголосков. Например:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному» (описание дома коменданта Миронова).

Итак, смысл этой главы – знакомство с Мироновыми, у которых будет проходить службу Петр Гринев. Быстро мы узнаем, что здесь всем управляет старушка-хозяйка, супруга коменданта крепости, Василиса Егоровна Миронова, женщина активная, бойкая и прямая:

Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? 

Сам капитан Миронов, Иван Кузмич, имеет вид донельзя простой и даже комичный:

Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. Мы остановились было смотреть на учение; но он просил нас идти к Василисе Егоровне, обещаясь быть вслед за нами. «А здесь, — прибавил он, — нечего вам смотреть».

Из этого первого портрета Миронов мы заключаем, что описан он с юмором. Его солдаты имеют вид такой же старинный, по моде полувековой давности : с косами и в треугольных шляпах, как в начале 17 века. События происходят в 70-х годах того же столетия.  Сам он одет по-домашнему, что говорит нам о том, что этот человек придает мало значения формальностям. Солдаты слушаются его не потому, что он был бы в форме и напускал бы на себя на себя жесткий вид, а слушаются его даже в халате и позволяющего себе спокойные ласковые разговоры на учении. Это говорит о наличии у человека истинного авторитета, который основан не на страхе, а на уважении.

В этой главе также очень важен эпизод, когда Василиса Егоровна рассказывает о своей дочери, о том, что она бесприданница, и Маша начинает плакать. Тогда Петр Андреевич старается поскорее переменить тему разговора, испытав сострадание к девушке. Из этого эпизода видно, что Гринев искренне сочувствует любому встречному человеку, ведь он еще не знает Маши и даже настроен предосудительно по отношению к ней (новый товарищ, здешний офицер Швабрин успел наговорить дурное на ее счет). Несмотря на антипатию к Маше, Гринев не испытывает удовольствия от того, что у кого-то, пусть у нее, портится настроение. Мы все больше проникаемся симпатией к этому герою. А Маша была, конечно, благодарна Гриневу за смену темы разговора (об этом автор не пишет, но мы можем догадаться, что, как и в предыдущем случае с «вожатым», естественная доброта Гринева будет встречена большой признательностью и дальнейшей дружбой).

Глава заканчивается тем, что после обеда Гринев проводит время со Швабриным. Этот молодой офицер пока производит на него благоприятное впечатление, поскольку он умен, общителен, да и служил в столице, что само по себе интересно для наивного Петруши.

 

Глава 4. Поединок.

— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру! (Княжнин)

 

Эти слова из пьесы Княжнина, самого популярного драматурга конца 18 века (времени, когда родился Пушкин), данные в эпиграфе к этой главе, предупреждают читателя о том, что речь будет о жестоком и беспощадном противнике на дуэли.

Именно в этой главе, действительно, наконец заканчивается наше длительное знакомство со всеми персонажами повести и зарождается один из конфликтов повести – противостояние главного героя с его антагонистом (человеком, который ему во всем противоположен) Швабриным.

В этой части повести мы узнаем характер Швабрина: он клевещет на Марью Ивановну, когда видит ее дружеское сближение с Гриневым, и молодые люди устраивают дуэль.

Маша Миронова и Петр Гринев, кадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Глава заканчивается опасным ранением Гринева с потерей сознания. Рана была нанесена в тот момент, когда Петр отвлекся на крик своего верного слуги, что позволяет нам судить о подлой натуре его соперника.

 

Глава 5. Любовь

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова. (Песня народная).
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (То же).

Эти эпиграфы из русских песен говорят о том, что в данной главе возникнут препятствия на пути бракосочетания Гринева и Маши. Марья Ивановна скромна и благоразумна — она понимает, что бесприданница, а значит, по обычаям того времени, весьма нежеланная невеста. Поэтому, хоть и любит Гринева, не сразу дает ему ответ на его просьбу о замужестве. Марья Ивановна думает не только о своем желании стать женой Гринева, но и о том, согласны ли будут его родители:

Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию. «Но подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будет ли препятствия?

Ее предчувствия оказались верными. От отца вскоре приходит ответное письмо с категоричным отказом благословить их союз.

Но позже мы поймем, что запрет вызван не скромным состоянием невесты и даже не тем, что ее семья совсем недавно стала считаться дворянской, а совсем иными причинами.

Отец боится, что сын его еще совсем ребенок и не может нести ответственности за свой столь важный жизненный выбор. И страх это обострился не в последнюю очередь потому, что Швабрин успел донести на нашего героя его родителям, о том, что тот участвовал в дуэли. А ведь дуэли и другие признаки офицеров-гуляк – это то, чего больше всего опасался его отец для сына, из страха перед чем и услал его в оренбургскую глушь. Поэтому участие своего недавнего недоросля в попахивающих столицей, порочных офицерских замашках не на шутку разозлило и встревожило отца, тем более что его супруга от вести о дуэли сына слегла в тяжкой болезни. Цель Швабрина таким образом была достигнута.

Отец написал гневное письмо и своему крепостному Савельичу, где неуважительная ругань по отношению к старому няньке является прямым показателем степени  бешенства и отчаяния, в которое был погружен отец Гринева.

Петр предлагает Маше обвенчаться без ведома его родителей, но его избранница решительно против:

"Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих...» Тут она заплакала и ушла от меня (…).

 

Именно в этом эпизоде, являющемся кульминацией данной главы, заключается словно эхо к эпиграфам к этой главе, взятым из народных песен («Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь»  и «Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени»). Итак, реплики Маши в данном диалоге, перекликаясь с русскими песнями, показывают, что она истинно русская душа, живущая по исконно русским народным традициям и неписаным правилам.

Этим Маша Миронова, безусловно, напоминает Татьяну из «Евгения Онегина» (написанного автором 5 годами ранее, в 1831 году), для которой тоже моральные принципы были превыше самой любви, или же Машу Троекурову из романа «Дубровский» (тремя годами ранее). Таким образом, Марья Ивановна Миронова – воплощение любимого женского образа в творчестве Пушкина. Она решительно жертвует своим личным счастьем, так как честь и достоинство для нее превыше всего:

С той поры положение мое переменилось. Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла; но, видя мое упрямство, оставила меня в покое.

Конец главы предвещает некие внешние события, которые все изменят:

Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее. Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

Итак, глава является последней в той части произведения, которая лишь предваряет основной конфликт и основное эпохальное событие, которое вскоре придаст всей повести совершенно особый исторический масштаб.

Здесь заканчивается развернутая экспозиция произведения.

Читайте на нашем сайте анализ всех остальных глав повести!

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Анализ центральных глав (6-8)

«Капитанская дочка». Анализ глав 9-12

«Капитанская дочка». Анализ заключительных глав (13-14). Смысл названия повести

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением