Что означает встреча с барсом? Главы 15-18 поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Если до этого герой держал в поле зрения горы, символ для него свободы и пути к его мечте, то теперь он теряет их из виду.

Главы 15- 18 — это пребывание Мцыри в лесу. Лес — символ темного начала, а также символ несвободы («Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный с плющом»), тисков (чаща), агрессии (И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста…)
Если ранее Мцыри пребывал в созерцании и дружбе с природными персонажами, то теперь герой вступит в бой с природой.
Итак, здесь Мцыри постигает оборотную сторону природы. Она темна и опасна, но даже и этим она прекрасна. Герой не будет жалеть ни о чем.

Глава 15

Здесь начинается «бешенство» и страдания героя посреди доселе братской природы. И враждебная для него часть природы – это именно лес. Если горы близки для Мцыри, говоря ему о свободе, то чаща страшит его своей темнотой, дремучестью, непроходимостью. На самом деле, чаща – это символ самой земной жизни, материального мира, которая не позволяет романтическому герою пробиться к миру мечты, то есть к свободе от этого мира с его условностями.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Всё тот же был зубчатый лес.
Мцыри не видит больше гор и понимает, что он на краю гибели от голода, при этом удаляясь все дальше от своей заветной цели. И здесь впервые герой рыдает. Его чувство еще не безнадежно, но является предвестником его финального отчаяния:
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…
Гипербола-метафора «и грыз сырую грудь земли», сам жест героя (плакать уткнувшись прямо в землю, то есть упав навзничь) – все подчеркивает исключительный драматизм ситуации.
Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
В этой последней строке 15 главы слышится аллюзия на «Пророк» Пушкина – «и вырвал грешный мой язык, и празднословный и лукавый». Как помним, в том стихотворении ангел является лирическому герою также в момент крайнего истощения и одиночества: «В пустыне мрачной я влачился».
Итак, Мцыри хочет возвыситься над праздной натурой людей, он хочет, как и пророк Пушкина, жечь глаголом своего предсмертного обращения.
Также в данном отрывке мы видим всю ту же гордую душу, какой был Мцыри с самого детства, когда не позволял себе стонать даже ребенком, в болезни, и просить сочувствия у людей. При этом заметим, что к чужакам, таким образом, относит он не только монахов, но и всех людей вообще. Он не может соединиться ни с какими людьми, кроме своих кровных родственников, тем самым крайне сужая свои шансы найти родную душу в этом мире. Это может говорить о тайном нежелании Мцыри кого-то найти вообще. Возможно, вся суть его души, его призвания – это именно переживание трагического одиночества в этом мире.
Именно здесь, в этой чаще, Мцыри встретится и с грозным противником барсом, поняв, что природа смертельно опасна. Она сама жизнь, но в то же время и сама смерть для героя.
 

Глава 16. Встреча с барсом

Глава вначале продолжает эпизод плача Мцыри. Мцыри замечает, что если в монастыре он был замкнут и сдержан, даже ребенком, то здесь, в пустынном (безлюдном) месте он наконец становится самим собой и позволяет себе переживать свои чувства во всей полноте:
Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес,
Да месяц, плывший средь небес!
 
И в этот момент появляется тот, кто поможет ему познать самого себя, обрести и почувствовать свою силу и свою дикую, звериную природу:
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс (…).
 
В сердце героя зажглось желание «борьбы и крови».
Барс означает суть дикой природы – она и высший накал жизни, и в то же время постоянное дыхание смерти. Барс подарил Мцыри и осознание своей мощи и истинной сути, и в то же время верную смерть. Пусть гибель наступила не сразу, но глубокие следы когтей дали о себе знать несколько дней спустя. Герой не выживет от этих ран. То есть природа и оживила героя, и в то же время умертвила его.
Здесь невозможно не вспомнить повесть Пушкина «Капитанская дочка», написанную на три года раньше, чем поэма «Мцыри», в которой мятежник Пугачев вспоминает калмыцкую сказку об орле и вороне. В той сказке орел предпочитает пожить всего тридцать лет, питаясь живой кровью, чем жить триста лет, кормясь падалью. Романтический герой Пушкина, Емельян Пугачев, как и Мцыри Лермонтова, также предпочел отдать всю свою жизнь и ее спокойствие за несколько месяцев жизни вольной, полной риска и раздолья.
Мотив крови, жажды крови не случайно важен для обоих героев. И Мцыри Лермонтова, и Емельян Пугачев говорят о живой крови. Это люди, жаждущие живой, яростной схватки на полном раздолье, пусть стоящей им жизни, вместо покорного подчинения и жизни в определенных рамках. Емельян Пугачев стоя пред казнью подмигнул Гриневу, это говорит о том, что он не унывает, ни о чем не жалеет и не теряет самообладания. Также и Мцыри умирает в последней главе 26, никого не проклиная, в глубине души радуясь тому, что свершилось.
 

Глава 17

Начало боя с барсом. Герой предупреждает мощное нападение барса, успев рассечь лоб зверя до глубокой раны. «Он застонал, как человек, И опрокинулся (…)» — сравнение с человеком подчеркивает братскую натуру образа, как ее ощущает для себя Мцыри.
Глава заканчивается в месте кульминации схватки:
«Бой закипел, смертельный бой!»
Безусловно, битва героя с могучим зверем не реалистична: изможденный монах, выросший в неволе, не знающий ни гор, ни леса, не способен соперничать с крупным хищником. Бой с барсом – это гипербола (художественное преувеличение), призванная подчеркнуть исключительность романтического героя.
 

Глава 18

boj-s-barsom - analiz -glav-15-18-poemy-mtsyri

Бой продолжается. Он описывается как игра и как любовные объятья. Мы чувствуем, что для Мцыри эта битва так же желанна, как была желанна ему страшная гроза в самом начале его побега:
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Герой чувствует свое единство со зверем, свое подобие ему:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Мцыри заканчивает восторженно свой рассказ о гибели барса в поединке:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

В каком-то смысле герой осуществил свою мечту и исполнил свою клятву, поскольку он обрел своего брата в достойном противнике. В этом смысле битву со зверем можно считать первой кульминацией поэмы. Эта кульминация имеет торжествующий пафос, в отличие от второй, трагической, которая наступит в 20 главе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением