Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Анализ

 

Повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была написана в 1829—1830 годах и входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этом цикле повестей писатель рассказывает о своей родной Украине, об ее интересных поверьях и преданиях. Это была самая первая книга писателя, которая имела большой успех.

План повести

Глава 1. Ганна

Мы знакомимся с девушкой Ганной, или Галей, в которую влюблен парубок Левко, красивой, скромной и робкой. Она просит Левко рассказать ей легенду про большой заброшенный дом напротив ее хаты. Так мы узнаем о злой ведьме-мачехе, которая когда-то сжила со свету дочь пана, жившего в том доме. Падчерица с горя утопилась в том самом пруду, возле которого встречаются Галя и Левко. Став главной среди утопленниц, девушка утопила и мачеху свою, но с той поры не может ее узнать, так как мачеха превратилась в одну из ее подруг.

Глава 2. Голова.

Здесь мы узнаем о сельской голове (старосте) — отце Левко.

Глава начинается знаменитым лирическим отступлением — «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (...)»

Образ старосты показан иронически: 

Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку. Не прежде, однако ж, он наведет его на смазливое личико, пока не обсмотрится хорошенько, не глядит ли откуда свояченица. 

Тогда мы понимаем, что «свояченица» — вовсе ему не родственница, а сожительница, потом он и боится ее ревности.

Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор.

Левко узнает, что его отец ходит к Ганне, но та не хочет его ухаживаний, любя Левко. Теперь он понимает, почему отец не давал ему благословения на свадьбу. Кстати, сюжет об отце, который имеет виды на ту же девушку, что и сын, напоминает нам отца братьев Карамазовых из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Левко решает проучить отца и сговаривается с парубками «побесить хорошенько сегодня голову».

Глава 4. Парубки гуляют.

Парубки камнем выбивают голове окно и громко поют песню о похотливости старика. Не удается поймать ловкого зачинщика, перемазанного черной сажей.

Глава 5. Утопленница.

В этой главе незаметно в повесть вкрадывается фантастическое, в момент, когда парубку Левко хочется заснуть на берегу пруда:

Нет, эдак я засну еще здесь!» — говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного. 

Итак, пейзаж становится фантастическим: появляется иной, сверхъестественный свет, исходящий не от луны. И начинается сон Левко, который тем не менее показан как реальность: заброшенный дом превращается в новый и чистый, Левко видит в его окне панночку-утопленницу из сельской легенды, и та просит его найти ее мачеху среди духов, которые все на одно лицо:

Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!

Левко быстро узнал ведьму в утопленнице с хищными повадками, которая с удовольствием играла в хищного ворона. В награду за поимку ведьмы утопленница дарит парубку записку, которая должна помочь ему жениться на Ганне.

Глава 6. Пробуждение

Левко просыпается ото сна, но видит в руке настоящую записку. Отец находит наконец зачинщика дерзости в черном тулупе, изумляясь, что им оказался его сын. Записка оказалась от комиссара с требованием женить Левко на Ганне. Покоряясь столь важному человеку, отец отдает приказ завтра же обвенчаться молодым. А ночь подходит к концу:

Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. 

 

Главные герои повести

Главные герои повести — молодые люди, живущие на хуторе : Ганна и Левко.

Majskaja-noch-ili-Utoplennitsa

Левко всем сердцем влюблен в девушку. Мы узнаем об этом потому, что он ласково зовет ее «Галю», «моя Галя», в песне зовет ее «мое серденько», а также говорит про нее «моя ясноокая красавица», «сердце мое, рыбка моя, ожерелье», «моя красная калиночка».

Как мы уже сказали, у Левко нет никаких шансов получить у отца согласие на брак с девушкой. В те времена без этого согласия невозможно было жениться.

Ганна очень близка и симпатична автору, поскольку она красива не только внешне, но и душой. Например, она очень поэтично описывает звезды, представляя себе, что это ангелы. Она восхищается природой:

« Как тихо колышется вода, будто дитя  в люльке!»

Ее описание природы в этом похоже на мнение самого автора: он восторженно описывает украинскую ночь и природу своего родного края. 

Оба героя наивны и простодушны. Галя искренне верит, что есть «где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником», и что звезды — это ангелы, глядящие с неба:

Посмотри: вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третия, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю?

В своем одиночестве среди завистливых людей местности и в своем желании полететь, оторваться от страшной реальности она напоминает героиню Островского Катерину из пьесы «Гроза», которая будет написана гораздо позднее. Галя так же чиста и возвышенна, она мечтает:

 Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко… Ух, страшно! 

 

Фантастические герои повести — это ведьма, панночка-утопленница и другие девушки-призраки

Художественные особенности произведения

Повесть необыкновенно поэтична. Перечислим средства выразительности, которые делают повествование очень эмоциональным и лиричным:

Метафоры: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села***»

«вечер (…) мечтательно обнимал синее небо» (метафора-олицетворение)

Ганна обращается к парубку, «задумчиво потопив в него свои очи».

небесный свод – «Горит и дышит он».

 

Эпитеты: «вечер, вечно задумавшийся» (эпитет- олицетворение).

риторические вопросы: Чья же это хата? Чья это дверь?

Риторические восклицания: Божественная ночь! Очаровательная ночь! 

Повтор: Божественная ночь! Очаровательная ночь! (…) Божественная ночь! Очаровательная ночь! 

 

Еще одна особенность повести — реальность переплетается со сном: с фантастическим, параллельным миром. А романтизм (в пейзаже, в легендах) смешивается с реализмом. 

Реалистически показана украинская речь (в песнях Левко на украинском языке, в отдельных словах и выражениях), а также речь пьяного козака:

«Вот что, а не то что… — продолжал он, подходя к первой попавшейся хате, и остановился перед окошком, скользя пальцами по стеклу и стараясь найти деревянную ручку. — Баба, отворяй! Баба, живей, говорят тебе, отворяй! Козаку спать пора!»

Романтичный возвышенный тон перемежается в тексте с юмором, иронией, сатирой. Пример иронии:

И с той поры голова, об чем бы ни заговорили с ним, всегда умеет поворотить речь на то, как он вез царицу и сидел на козлах царской кареты. Голова любит иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать.

 

В чем же заключается главная мысль повести?

Вроде бы в повести добро торжествует над злом. Злая ведьма хоть и поздно, но наказана. Однако происходит это лишь в потустороннем мире, да и то совершенно случайно.

Левко помог во сне усопшей панночке, а она помогла ему в реальности. Но без этого сказочного вмешательства утонувшей панночки, то есть утопленницы, счастье главных героев не стало бы никогда возможным. Получается, лишь фантастические герои способны устроить земное счастье главным героям.

Majskaja-noch-ili-Utoplennitsa-2

«Майская ночь, или Утопленница». Усопшая панночка, то есть Утопленница

Поэтому главная мысль произведения не однозначно оптимистична. Автор дает понять, что счастье в земном реальном мире — часто невозможная вещь. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением