Анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело ... "

Neohotno-i-nesmelo...

«Неохотно и несмело...» Стихотворение Тютчева

 

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы. Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет за границей, а с 1844 года в Санкт-Петербурге. Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление. Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.

 

Жанр стихотворения

Поэт решил нарисовать словами этот летний грозовой пейзаж, который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).

 

Тема стихотворения

Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает, как идет ливень и как, наконец, все проходит.

 

Основная мысль (идея) стихотворения

Основная мысль стихотворения, или идея этого произведения — это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой». Поэт описывает особенную грозовую красоту. Гром, ливень, пыльный вихрь — все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться. Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье. 

 

Вид рифмы

Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей (не-о/ хот-но/ и— не/ сме-ло).

Вид рифмовки

Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля — земля). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.

 

Художественные средства

Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств.

эпитеты («неохотно и несмело» солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей»). С помощью этих эпитетов создается образ очеловеченной природы: земля в смятении, гром сердитый и смелый.

сравнение («вихрем» пыль летит с полей) — в стихотворении есть только одно сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.

Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений — метафор.

метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, «синей молнии струя»). Метафора  — это скрытое сравнение. (Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словно «исподлобья», земля словно «потонула» в сиянье, синяя молния — словно струя). Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: «неохотно и несмело солнце смотрит на поля», «смятенная земля»...

аллитерация (чу, за тучей...;  прогремело, принахмурилась)

Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой»)  усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.

В стихотоворении с помощью эпитетов используется цветопись — поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:

 

Вот пробилась из-за тучи 

Синей молнии струя - 

Пламень белый и летучий 
Окаймил ее края.

 

Синяя молния и белый пламень — это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный. 

Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски «солнца», его «сиянья», которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.

Олицетворение

Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом... Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением: солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».

 

Композиция стихотворения

 

Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния — это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы. Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии. Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.

Также в композиции поэт использует  такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.

Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).

 

Лирический герой в стихотворении.

Настроение стихотворения

В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья». Это позволяет нам заключить, что лирический герой в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное. Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.

 

Художественная сила стихотворения

 

После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения. То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце...

Прочитайте стихотворение и ответьте для себя, согласны ли вы с предложенным анализом? Почему?

Было полезно? Сохраните в соцсети!

Слушать стихотворение «Неохотно и несмело»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением