«Золотая осень»Б.Л. Пастернака. Анализ стихотворения

Б. Л. Пастернак в 1956 г.

Тема стихотворения и особенности его создания

Произведение написано в нелегкий для поэта период (1956 г.)– неприятие его творчества литературным сообществом. Борис Леонидович пишет в это время несколько стихотворений о природе, что помогает ему обрести внутреннюю гармонию и получить поддержку в своем одиночестве. «Золотая осень» стоит в этом ряду. Произведение выражает веру поэта в то, что любые проблемы, даже увядание и смерть, в итоге увенчаются победой жизни. Ведь не зря даже в природе осень – лишь кратковременное явление, лишь сезон. Так и в нашем человеческом существовании.

Рассмотрим, как через художественные средства и приемы раскрывается эта мысль поэта.

Синтаксические приемы и лексические средства

Первые четыре строфы стихотворения полностью состоят из назывных предложений:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

И этим отсутствием глаголов подчеркивается статичность деревьев, спокойствие леса. Они просто тут, они просто есть. И мы начинаем чувствовать мысль поэта, что осень – это уход на покой. Уже не нужно ни к чему стремиться, нужно просто отдыхать. Природа здесь являет себя в этом покое, а лирический герой погружается в созерцание ее умиротворенного состояния. Пропало весенне-летнее действие, оживление, суета, а появилось немного торжественное приготовление ко временной смерти (зиме), привычной и оттого не страшной.

Торжественность подчеркивается таким лексическим средством, как возвышенно-литературная лексика: «лист древесный», «погребенная земля», «чертог», «в позолоте небывалой», «лик березы», «стужа».

 

Да и сама природа занята сейчас лишь самосозерцанием, что выражено в следующей метафоре:

Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Огромность леса подчеркнута тройным повтором одного слова «залы» и последующим перечислением видов деревьев:

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

 

В  этом стихотворении есть характерная для Пастернака идея о связи природы и искусства. И тогда лес – это выставочный зал с картинами. «Залы» звучанием согласных з и л перекликаются со словом «позолота» (возникает аллитерация), и тогда золотые листья становятся позолоченными картинами, что делает лес местом искусства, а не только природы:

В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Звучит и мифологическая тема обручения, которое предшествует смерти. Например, в древнегреческой мифологии обручение Персефоны с Аидом обусловило временный конец лета и наступление зимы. Возможно, поэтому береза и липа сравниваются с новобрачными, так как их тонкое, редкое одеяние стало похоже на фату или венец. Их свадьба – это одновременно и погребение земли, приход на землю смерти:

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.

 

Канавы и ямы – эти образы ассоциируются с могилами, с захоронением.

Но трагическое звучание отсутствует, ведь природа точно знает, что все оживет в свой черед. Не случайно после первых четырех статических четверостиший следуют три строфы, в которых, наоборот, чувствуется ритм и динамика, благодаря глаголам и анафоре «где». С нее начинаются три следующие строфы и более того, вторая половина последней строфы:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

(…)Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

 

Итак, завершается стихотворением образом наступающей зимы, «стужи». Последняя ассоциируется со старой хранительницей «древнего уголка», в котором хранится множество «старых книг, одежд, оружья». Ей суждено «перелистать» свои сокровища и затем удовлетворенно и спокойно уйти на покой.

Краткие сведения

Композиция стихотворения — кольцевая, так как первое и последнее четверостишия словно перекликаются. Они начинаются и заканчиваются созвучной фразой, где совпадают и первое слово (осень), и гласная рифмы (ог -ок):

«Осень. Сказочный чертог…» (первое четверостишие)

«Осень. Древний уголок…» (последнее четверостишие)

Также в композиции присутствует такой ритмический прием, как контраст (противопоставление первой, статической части стихотворения, и второй, более динамической).

Жанр- пейзажная лирика

Тема – осенний лес

Лексические средства:

метафоры:  «осень. сказочный чертог», «зари вишневый клей Застывает в виде сгустка», «Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья».

Развернутая метафора и олицетворение: «сокровищ каталог перелистывает стужа», «закат… оставляет след янтарный», просеки «заглядевшиеся в озера», «Лик березы – под фатой»

сравнения: «как на выставке картин», «Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной», «В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах».

Стихотоворный размер – 4-стопный хорей, рифмовка перекрестная.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением