«Задебренные лесом кручи». Анализ стихотворения Александра Блока

Первый набросок стихотворения появился в 1907 году,  в нем говорилось о раскольничьей секте людей, сжигающих себя заживо. В 1914 появляется окончательная редакция стихотворения, вошедшего в 1916 году в сборник «Родина».

Жанр и направление

Перед нами образец пейзажной лирики, но исполненной не в реалистичной манере, а в символистском ключе. Говорится о неком неопределенном, словно сказочном, заколдованном месте. Мы не знаем, почему это место теперь заброшено и одиноко, хотя раньше здесь слышалась свирель пастуха, и предки здесь рубили срубы. Пейзаж не реалистичен еще и потому, что не типичен для России: «задебренные лесом кручи», то есть горы, крутые обрывы, поросшие дебрями (лесами), — это является скорее восточным пейзажем или очень романтизированным типом русского пейзажа. Болота же указывают на присутствие нечисти, по старому русскому поверью. Итак, перед нами особый сказочный пейзаж, и если он и русский, то скорее из русской сказки, чем из реальности.

В зловещих интонациях звучат намеки на то, что все живое сгорело, погибло в результате вторжения недоброй силы: срубы те были «горючие» (способные гореть), и свисает с обрыва знак ведьмы – клочки моха, похожие на колдовскую кудель (кудель — это старинное слово, обозначает волокно, очищенное и подготовленное для прядения).

Стихотворение могло бы быть понято исключительно как печальный намек на село, полностью исчезнувшее с лица земли под влиянием секты, проповедующей самосожжение. Но символика стихотворения подталкивает нас и на более широкое прочтение.

Весть об огне содержится словно в самой природе, в самой воде: даже болотистые капли своим ржавым цветом «несут испуганной России Весть о сжигающем Христе». Итак, говорится о всей России, а не только об одной местности. Это не просто странная отдельная история, это символическое изображение какой-то общей идеи лирического героя. 

 

Главная мысль

Мы наблюдаем странное соединение противоположных друг другу символик огня и воды. Рождается огонь, но рождается он из своей противоположности – из капель воды, из болотистой топкой жидкости. Так символически проводится идея о том, что в недрах тихой, смутной, опустошенной, уничтоженной России рождается разрушительный огонь. В этом заключается особая символическая идея, как главная мысль данного стихотворения.

 

Проблематика

Думается, события 1905 года и предреволюционная обстановка в России не могли не повлиять на проблематику данного произведения: опасность, довлеющая над Россией, «весть о сжигающем Христе». Стихотворение повествует не только о том, что пожар погубил все на корню. Но и о том, что новые пожары еще впереди, и родятся они именно здесь, на месте бывших погорелищ.

Автор не имеет ответа на тягостный вопрос, какая вражеская, словно ведьминская сила орудует здесь, в этой загадочной мертвой тишине. Он чувствует лишь одно – Россия испугана, Россия в опасности.

Своим произведением автор показывает, что он не чужд идей революции. Как он напишет в 1918 году в своей статье «Интеллигенция и революция», нужно «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать музыку революции. Не потому, что ему самому изначально близки революционные идеи, а потому, что он хочет быть всем сердцем с Россией, с русским народом, хочет полностью разделить его судьбу и решения, какими бы они ни оказались (Об  этом нам говорит вся биография Блока). Но эта мрачная судьба России и эти страшные решения — все это не может не тревожить ясновидящую душу поэта. Об этом и стихотворение.

 

Композиция

Композиция представляет собой нарастание тревожного настроения. Относительно безмятежное настроение первого катрена противопоставлено остальным четырем катренам, в которых все явственнее слышится более поздняя блоковская тема — «музыка революции». Кульминацией этой темы в данном стихотворении становится заключительная строка – «весть о сжигающем Христе».

Образ Христа, или скорее контекст упоминания его имени, претерпевает эволюцию в стихотворении.

В первом катрене «деды» поют «песни о Христе» -  то есть мы наблюдаем традиционный образ Бога, который сопутствует мирному времени, помогая человеку созидающему, благословляя его труды и будни.

В последнем же катрене возникает словосочетание «разрушительный Христос». И это не обязательно аллюзия на секту. То есть «разрушительного Христа» можно понять не буквально, а символически. И в этом смысле, не только в сектах говорится о «разрушительном» начале Христа. В каноническом евангелии сам Христос неоднократно упоминает о том, что он не мир принес, а меч; а также о том, что он «пламя принес в мир, и как желал бы, чтобы оно уже возгорелось»! Итак, праведный гнев — качество, вовсе не чуждое евангельскому Христу. Блок упоминает таким образом обе ипостаси Христа, одну в начале стихотоврения, другую в конце.

 

 

Средства выразительности 

 

Фонетические средства выразительности

 

Аллитерация

Она тоже участвует в создании композиции  с нарастающей тревожностью. Так, в первой строфе повторяются согласные — р-ч (символ твердости, стабильности, звучности, то есть жизни и труда): задебренные кручи, рубили сруб горючий

Во второй строфе – нагнетание с (символ грусти, страха, потери):

Теперь пастуший кнут не свистнет,

И песни не споет свирель.

Лишь мох сырой с обрыва виснет,

Как ведьмы сбитая кудель. 

Третья строфа – н-ш (образ тишины): 

Навеки непробудной тенью

Ресницы мхов опушены,

Спят, убаюканные ленью

Людской врагини — тишины.

В четвертой строфе   -п-л – создает ощущение тихо капающей застоявшейся воды:

И человек печальной цапли

С болотной кочки не спугнет,

Но в каждой тихой, ржавой капле —

Зачало рек, озер, болот.

В пятой строфе применяется сразу несколько предыдущих аллитераций, проводится их синтез; плюс к этому, возникает новое ощущение огня (ж-г), причем контрастное образам воды из тишины из предыдущих четверостиший (л, ш, н):

И капли ржавые, лесные,

Родясь в глуши и темноте,

Несут испуганной России

Весть о сжигающем Христе.

 

Лексические приемы выразительности

 

Метафоры

Навеки непробудной тенью Ресницы мхов опушены — метафора здесь заключается в скрытом сравнении: мох – это словно ресницы. Они словно «опушены тенью» и «Спят, убаюканные ленью»

сравнение: Лишь мох сырой с обрыва виснет, Как ведьмы сбитая кудель.

Эпитеты — большинство их взято из старинного народного языка. В результате создается ощущение, что нам рассказывают старинную русскую сказку: сруб горючий, задебренные кручи (вместо заросшие лесом), непробудной тенью,

метафорические эпитеты — Тихая, ржавая капля

олицетворение: печальная цапля (олицетворяющий эпитет), непробудная тень (олицетворяющая метафора: тень словно спит непробудным сном)

гипербола – «Навеки непробудной тенью Ресницы мхов опушены». Это художественное преувеличение (навеки) создает сказочную атмосферу и интонацию.

метонимия: Теперь пастуший кнут не свистнет, И песни не споет свирель.

Перифраз : Людской врагини — тишины. (зависимый перифраз, то есть он тут же объясняется: людская врагиня – это тишина)

Устаревшая лексика (архаизмы)Зачало рек (вместо начало), кудель, горючий...

 

Синтаксические (риторические) фигуры:

Грамматический параллелизм — повторение двух одинаковых отрицательных форм предложения :

Теперь пастуший кнут не свистнет,
И песни не споет свирель.

 

Особенности стихосложения

Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Рифмы  в основном открытые (оканчиваются на гласные звуки), что придает певучести, распевности стихотворению. Рифма в основном богатая, то есть в ней совпадают не только гласные, но и согласные звуки перед последней гласной. Исключения: свирель- кудель, лесные –России, спугнет- болот.   

Образы и символы

Символ болота

В последний раз Блок редактировал стихотворение 29 августа 1914 года, когда уже началась первая мировая война. Та самая бессмысленная и неравная война, которая заставила и народ, и многих представителей интеллигенции принять идею свержения царской власти. Позже в 1918 он напишет в статье: «Что такое война?    Болота, болота, болота…». Болото для него – символ вязкой топи, в которой, как в слишком неравной войне, бессмысленно и безнадежно пропадают силы, люди, деньги, вся жизнь, весь цвет нации. Виновником этой гибели в сознании людей становится в 1914 -1917 годах русский монарх. А революционеры обещают людям немедленное прекращение войны.

Болото в народном сознании — гиблое место, символ нечисти (об этом говорит и в стихотворении  такая деталь, как кудель ведьмы). Но, более широко, в данном стихотворении, болото — это символ трагического этапа судьбы России и в то же время ее способности накапливать топливо для собственного перерождения.

Перестрадав войну и не имея больше сил ее терпеть, русские люди созрели для революции, и тогда она произошла. Именно так можно понять символику рождения огня из болота в стихотворении.

 

Образ Христа

Как уже сказано выше, Христос обретает разрушительную ипостась, что пугает Россию, но эта весть представлена как неотвратимая.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением