Стихотворение Блока «Россия». Анализ

Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой.

 

Образ России в стихотворении

Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, когда он так же держал путь по сельским неровным дорогам, и Россия казалось спокойной, в воздухе еще не веяло революцией…  

Но «годы золотые» — это и аллюзия на начало 19 века. В любом случае мы видим уверенность поэта в том, что с давних пор ничего не изменилось: все так же «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Старая изношенная упряжка для лошадей, плохая колея – все это быстро и точно передает образ России, которая была нищей как в «годы золотые», так остается ею и сейчас. Что же тогда придает очарования этой стране? С ней, с родиной, связаны все лучшие чувства лирического героя. Об этом мы узнаем из второй строфы:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

От избытка чувств автор повторяет название страны: «Россия, нищая Россия!» Он не боится такого повтора, в его искреннем стихе он вовсе не кажется пустым или банальным. С этим настойчивым повтором лирический герой обращается непосредственно к самой стране.

Так со второй строфы стихотворение превращается из путевой зарисовки в живой, эмоциональный разговор с ней, со своей возлюбленной, которая сумела породить в поэте первые слезы любви. Эта страна пробудила душу поэта к настоящему чувству, и более того — к осознанию своей миссии – воспевать любимое существо. Именно поэтому Россия так дорога поэту. Она для него не просто родина (место рождения, место для жизни, которое можно и поменять). Она – необходимый, живой образ, неразрывно связанный теперь с душой и с самим смыслом жизни. И поэтому уже неважно, «серые» ли у нее избы, «расхлябанные» ли колеи, «глухие» ли песни. Она всегда будет самой прекрасной несмотря ни на что.

С третьей строфы заявлено слияние судьбы поэта с судьбой России:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Почему поэт «не умеет» жалеть свою родину? Потому что жалеют того, кого в каком-то смысле покидают, мимо кого проходят мимо, живя в общем своей отдельной жизнью. И даже жалость к себе  — она о том же. Жалость даже к себе возникает лишь у тех, кто недостаточно любит и ценит себя. Поэт же «не умеет» жалеть Россию, потому что он полностью принял на себя ее крест, он несет его вместе с ней. И именно этот крест дает ему отныне осознание полноты своей жизни. Несение креста не вызывает ассоциации с жалостью, здесь есть скорее религиозная вера в воскресение после любой гибели, любой самой позорной казни. В этом смысле строки автора – абсолютно пророческие. Россия будет обманута, отдаст свою «разбойную красу», погибнет, но воскреснет.

Очень интересный эпитет употребляет автор для описания образа России – «разбойная». Это аллюзия на революционное, бунтарское начало в родине, начиная с «разбойника» Емельяна Пугачева и заканчивая деятелями Революции. Народное слово «краса» вместо литературного «красота» тоже характерно для Блока, этот прием делает образ России максимально простым, крестьянским.

И в то же время «разбойная краса» явно противопоставлена «серым» избам. Расписные спицы, «плат узорный» – дополняют образ нищей страны яркими красками. Возникает контрастный образ России: это не только серость изб, это и блестящий мгновенный взгляд «разбойной красы»… А черты ее прекрасны:

 

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Стихотворение выражает пророческую веру в огромную мощь и жизнеспособность своей страны:

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как в конце его автор возвращается к начальной теме путевой зарисовки:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

 

Особенности жанра

Стихотворение представляет собой любовное послание в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: обращение к возлюбленной и краткий путевой пейзаж, зарисовка.

Лирический герой

Такой нежной,  глубокой и волнующей любви к своей стране мы, пожалуй, еще не видели в русской поэзии, и словно вся она подготавливала приход такого страстно влюбленного в Россию поэта, как Блок. И увидим ли еще подобное?

 

 

 

Слушать стихототворение в прекрасном исполнении В. Татарского

Слушать романс О.Погудина на стихи Блока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением