Стихотворение Блока «Обман». Анализ

 

stihotvorenie-bloka-obman-analiz

Красный карлик, или карлик Детройта

 

5 марта 1904 года написано жуткое и странное стихотворение «Обман». Оно входит в цикл «Город», относясь по теме к урбанистической лирике.

Прежде всего в данном произведении впечатляет сюжет, который можно понять как в социальном аспекте, так и в мистическом.

 

Сюжет стихотворения

 

Сомнительный пьяный старичок завлек девушку, что называется шутками и прибаутками, в пустынные улицы. Это весна, кругом ручьи, оба уже сильно навеселе и не замечают того, что сильно забрызганы:

 

В пустом переулке весенние воды 

Бегут, бормочут, а девушка хохочет.

Пьяный красный карлик не даёт проходу,
Пляшет, брызжет воду, платье мочит.

 

Он заставляет девушку смеяться, но в то же время вдруг ей страшно. Карлик становится все страннее:

Карлик прыгнул в лужицу красным комочком,
Гонит струйку к струйке сморщенной рукой.

 

Своими не то колдовскими, не то просто жестами одурманенного человека, находящегося в трансе, карлик приглашает девушку к смерти, к позору, к тому, чтобы лечь в лужицу… и вот уже она сама – «Легла некрасивым мокрым комком»: 

Безжизненно цепляются холодные руки…
В расширенных глазах не видно зрачка…    

 

Однако то была не смерть, а заколдованный сон и «дьявольское клеймо»:

В переулке у мокрого забора над телом

Спящей девушки - трясётся, бормочет голова;

Безобразный карлик занят делом:
Спускает в ручеёк башмаки: раз! два!

 

Карлик снимает с девушки башмачки, а с себя снимает и пускает по весеннему ручью бороду, собачьи уши, красный шутовской колпак и красный фрак… Поскольку в сюжете показаны домогательства, соблазн, а потом раздевание, то здесь мы видим явный образ эротических отношений, а также, вероятно, кражи (карлик занят делом, лишает девушку обуви и всего, что ему понадобится).  Красный цвет одежды карлика, красные рогатки на улицах – символ земных страстей и похоти.

Вся одежда пускается таким образом по ручью – это символ безумия и бреда, в котором находится карлик. Он снимает с себя бороду и собачьи уши  — это намек на его ложный образ, а также намек на то, что перед нами полуживотное-получеловек, оборотень. 

В мифологии Англии и Франции существует так называемый красный карлик, но у нас нет сведений, имел ли в виду Блок именно этот образ.

Девушка отдается ему спящей искусственным сном, похожим на смерть, прямо в лужице на городском переулке (не зря мелькает такая деталь, как собачьи уши, спущенные  в ручеек, ведь это намек на сравнение их акта любви с собачьим). Но девушка не просто отдалась безумному карлику, она отдалась именно приспешнику дьявола. Во время своего сна, похожего на смерть (холодные руки «безжизненно цепляются») она отдала ему  и свою душу. Ведь девушка просыпается уже с неестественными, дьявольскими глазами:

Девушка медленно очнулась от сна:

В глазах её красно-голубые пятна.
Блёстки солнца. Струйки. Брызги. Весна.

 

Мистический слой стихотворения раскрывается такими намеками, как «дьявольское клеймо», собачьи уши карлика, сон-смерть. Фантастичны и сами определения героев или их жесты, загадочные и непонятные: «красный карлик», «Карлик прыгнул в лужицу красным комочком, Гонит струйку к струйке сморщенной рукой». 

В социальном аспекте, то есть на реалистическом уровне, мы можем предположить, что герои стихотворения – это гуляки-наркоманы, возможно актеры театра, причем девушка случайно попадает в эту ночь в столь дурную компанию, и уже из нее не выберется.

Всю ночь она проводит в ручейке под забором вместе с «безобразным карликом».

Ее сон был равнозначен смерти, она вкусила запретный плод, и теперь в ее глазах нет и тени былого (человеческого) страха: в них тот же шутовской и несерьезный колорит, что и в образе совратившего ее карлика: Блёстки солнца. Струйки. Брызги. Весна.

 

Лирический герой

Лирический герой здесь полностью сливается с переживаниями автора за девушку:

Как страшно! Как бездомно! Там, у забора,

Легла некрасивым мокрым комком.

Плачет, чтобы ночь протянулась не скоро -
Стыдно возвратиться  с дьявольским клеймом…

 

Образы

Назывные предложения и цветовая символика придают стихотворению оттенок экспрессионизма: мы видим практически мазки картины   в одинаковых красно-голубых тонах, которые повторяются то в деталях города, то в одежде карлика, то в глазах девушки.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.

В светлых струйках весело пляшет синева.

По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

 

Несколько раз в разных местах стихотворения повторяется наигранно-"веселый" мотив «раз! два!» и назывные предложения:

Красное солнце село за строенье. 
Хохот. Всплески. Брызги. Фабричная гарь.  

Синева, «хохот» блеск весны приобретают ироническое звучание, ведь этот смех и наигранный порядок — они неествественны, гармония ложна. Произошла гибель души девушки, а в глазах ее после пробуждения пляшет та же веселая синева, что и на улицах. Подчеркивается, что произошла смерть ее души -  у нее теперь осталось только «тело»:

В переулке у мокрого забора над телом 
Спящей девушки - трясётся, бормочет голова…

 

Особенности стихосложения

Стихотворение написано, как и первое произведение всего цикла «Город» («Последний день»), путем полиметрии: сочетания разных стихотворных размеров.

В данном стихотворении сочетаются тонические стихотворные размеры, которые своим ритмом, похожим на прозу, подчеркивают прозаичность и пошлость описываемых событий.

Как известно, тоническое стихосложение получило широкую литературную славу именно на рубеже 19 и 20 веков, когда привычный стройный миропорядок с его устойчивыми традициями начал рушиться. Классическая гармония силлабо-тонического стихосложения отныне уже не всегда может передавать те вопросы и проблемы, что встают перед авторами эпохи модернизма.

В основном в стихотворении «Обман» используются такие тонические размеры, как тактовик и акцентный стих. В результате возникает эффект речитатива, а также эффект своеобразного рассказа, эффект близости к прозе.

Каждая строфа характеризуется полиметрией (в каждой строке может использоваться новый вид метра). Рассмотрим, например, первый катрен, в котором используются такие виды тонического стиха, как тактовик и дольник, наряду с хореем в одной (третьей) строчке:

 

В пустом переулке весенние воды – Это дольник, который отклоняется от дактиля в первом и последнем слоге, расшатывая этот силлабо-тонический размер на один слог

Бегут, бормочут, а девушка хохочет. — Это тактовик, причем с наличием внутренней рифмы в строке (бормочут – хохочет)

Пьяный красный карлик не даёт проходу, — это хорей

Пляшет, брызжет воду, платье мочит. — Тактовик

 

Пример акцентного стиха в стихотворении:

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

 

Также неоднократно в произведении используется графика, когда определенный стих делится на две короткие строчки, например:

Стыдно возвратиться
                    с дьявольским клеймом…

 

Таким образом подчеркивается определенный страшный смысл, важный в глазах лирического героя.

В момент падения девушки в лужицу автор передает ее последние воспоминания об этом моменте:

Где-то каплет с крыши…
                       где-то кашель старика…

 

Это ее последние мгновения перед падением в грех- сон-смерть. Разделение строчки позволяет автору акцентировать наше внимание на этих последних ее чисто человеческих впечатлениях.

Графический прием разделения одного стиха-фразы на несколько коротких взаимосвязанных строк будет еще более широко использоваться В. Маяковским. Акцентный стих и графическое разделение строк очень роднит данное стихотворение с особенностями поэзии Маяковского.

 

Особенности жанра

Формально и по принадлежности к циклу «Город» произведение относится к городской лирике. По особенностям поэтики мы бы отнесли стихотворение к жанру кошмара в лирике (разновидность фантастического жанра) , поскольку произведение — о глубине падения в адское измерение города, о страшной возможности здесь, посреди ясной голубой весны, потерять свою душу и человеческий образ, превратиться в зверя, в демоническое существо.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением