Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание по главам

soderjanie-po-glavam-roman-master-i-margarita

Кот Бегемот, член свиты Воланда в фильме В. Бортко

глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Весенним жарким вечером в Москве на Патриарших — большая странность: нет ни души, кроме редактора литературного журнала Берлиоза и поэта Ивана Понырева. Берлиоз критикует Ивана за то, что он изобразил Христа как живого, тогда как его никогда не существовало. Появляется некий иностранец и начинает намекать, что Бог и дьявол существуют. Он предсказывает Берлиозу гибель через отрезание головы. А чтобы доказать, что Иисус Христос существовал, он начинает им рассказывать следующую главу из романа:

Глава 2 Понтий Пилат

Здесь тоже дело происходит весной  и тоже в пятницу. К прокуратору Иудеи Пилату приводят осужденного Иешуа Га-Ноцри за то, что он якобы подговаривал разрушить храм. Иешуа знает, что у прокуратора болит голова, и вылечивает его на расстоянии, моментально. Тогда прокуратор осознает, что перед ним необыкновенный и хороший человек. Пилат хочет спасти его, но вынужден осудить и приговорить к казни, так как в присутствии конвоя и секретаря Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми». Синедрион в лице первосвященника Каифы не дает шанса Иешуа спастись от казни, давая этот шанс отъявленному разбойнику Вар-раввану. За это прокуратор проклинает Каифу и весь его народ. Он вынужден объявить всему народу, что Иешуа осужден, а отпускается на свободу Вар-равван.

Глава 3 Седьмое доказательство

Воланд заканчивает рассказ главы на этом месте и сообщает, что он лично присутствовал при всех рассказанных событиях. Тогда Берлиоз бежит к телефонной будке доложить куда надо, что встречен сумасшедший иностранец, но поскальзывается и попадает под трамвай, ему отрезает голову. Это было обещанным доказательством от Воланда, что дьявол существует.

Глава 4 Погоня

Иван Бездомный все это видит. Он также слышит, как прохожие сообщают, что человек поскользнулся и упал под трамвай из-за масла, которое пролила Аннушка. Именно об этой Аннушке упоминал Воланд. Иван с трудом оправился от паралича изумления, а затем пустился в погоню за Воландом. Он заметил, что при нем есть тип в клетчатом костюме, а также черный кот, который пытался заплатить за себя кондуктору и уехал на задке трамвая. Иван потерял след, все члены шайки ловко рассыпались, но поэт «вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47». Так начинается его сумасшествие. Он забегает в эту чужую квартиру, в которой не находит Воланда. Но он забирает в грязном иглу свечку и иконку и продолжает свои поиски. Теперь он убежден, что Воланд — на Москве-реке. Он прибегает туда и, сняв свою одежду, бросается в воду. Выйдя из реки, он обнаруживает, что его одежда украдена, и пускается в дом литератора (дом Грибоедова) в одних полосатых кальсонах  и чужой рваной толстовке, потому что теперь ему кажется, что Воланд должен быть там.

Глава 5 Было дело в Грибоедове

Дом Грибоедова был тот самый дом Массолита, которым заведовал только что погибший Берлиоз. На верхнем этаже предоставлялись разнообразные льготы и путевки для авторов литературных произведений. Весь нижний этаж был занят самым лучшим в Москве рестораном. Двенадцать литераторов ожидают Берлиоза поздно вечером, не зная, что его уже нет в живых. Ровно в полночь они перестали ждать и спустились ужинать. А в столовой загремел джаз «Аллилуйя» и все заплясали, как в аду. Но тут пришло известие, что погиб заведующий Массолитом, а затем прибежал его друг, обезумевший Иван бездомный. Он ударил кого-то, кто пытается его успокоить, тогда его связали и вызвали машину до психиатрической клиники.

Глава 6 Шизофрения, как и было сказано

В клинике врач устанавливает шизофрению, как и было предсказано Воландом. Иван обличает своего коллегу, поэта Рюхина, за плохие стихи, и тот вдруг понимает, что Иван прав.

Глава 7 – нехорошая квартирка

Воланд появляется в квартире Берлиоза и Лиходеева. «Квартира эта – № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. … два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Лиходеев просыпается в жутком похмелье. Воланд сообщает ему, что вчера им был подписан договор о выступлении в Театра варьете профессора черной магии. Также дьявол сообщает, что услал домработницу Груню в Воронеж, на родину, «так как она жаловалась, что вы давно уже не даете ей отпуска». Кот Бегемот докладывает о Степе Лиходееве: «вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! … – Машину зря гоняет казенную!». И его прогоняют из квартиры, крикнув ему брысь. В одно мгновение Лиходеев оказывается в Ялте и теряет сознание.

глава 8 . Поединок между профессором и поэтом

Бездомный просыпается в комфортной палате психиатрической клиники. Иван знакомится с профессором Стравинским и просит выпустить для погони за Воландом. Тот объясняет ему, что в полиции все равно не поверят в то, что он рассказывает, и убеждает его в том, что гораздо полезнее все изложить на бумаге, и тогда его рассказ передадут куда надо и ему помогут. Иван наконец немного успокаивается.

Глава 9 Коровьевские штуки

Никанор Иваныч берет с Коровьева большую сумму денег за проживание компании иностранного профессора в квартире 50. Сразу после этого Коровьев донес полиции об этом, заодно превратив волшебным образом данные им рубли в доллары. Никанора Иваныча забрала милиция за хранение валюты дома. В милиции во время допроса он сходит с ума и видит в углу невидимого Коровьева. (Позднее мы узнаем, что Никанора Иваныча также определят в клинику доктора Стравинского).

Глава 10 Вести из Ялты

Черти звонят Варенухе, предупреждая, что не надо относить в полицию телеграммы Лиходеева из угрозыска Ялты с его просьбами о помощи. Азазелло и кот не дают Варенухе дойти до полиции: они избивают его и переносят на квартиру Лиходеева, где его обнимает ледяными руками и целует Гелла. Он теряет сознание, превращаясь, как мы узнаем позже, в вампира.

Глава 11 Раздвоение Ивана

У Ивана Бездомного, сидящего в своей палате, никак не получается связно описать все происшедшее на его глазах в тот вечер на Патриарших. Поэтому он плачет. К тому же в нем начинается внутреннее раздвоение: если он раньше ненавидел и хотел поймать Воланда, то теперь  в нем начинаются другие мысли, он теперь хотел бы дальше послушать  ту историю, что начал им рассказывать этот «иностранец»: «– О чем, товарищи, разговор! – возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану, – что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри? … А я черт знает чем занялся! Важное, в самом деле, происшествие – редактора журнала задавило! Да что от этого, журнал, что ли, закроется? Ну, что ж поделаешь: человек смертен и, как справедливо сказано было, внезапно смертен. Ну, царство небесное ему! Ну, будет другой редактор и даже, может быть, еще красноречивее прежнего».

После этих рассуждений к Ивану в гости приходит через балкон человек из соседней палаты.

Глава 12 Черная магия и ее разоблачение

Коровьев впервые называется Фаготом (музыкальный инструмент) на сцене во время представления черной магии, а кот — Бегемотом. Бумажки превращаются в деньги, а на сцене открывается бесплатный магазин самой модной и дорогой женской одежды. Также для развлечения оторвана на мгновение голова конферансье, который от этого заболел. Разоблачен перед женой в своих похождениях председатель акустической комиссии Семплеяров. «В Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского. К Семплеяровской ложе бежала милиция, на барьер лезли любопытные, слышались адские взрывы хохота, бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра».

Глава 13. Явление героя

Впервые появляется Мастер. Он заходит к Ивану из своей соседней палаты через балкон. В рассказе его Ивану Бездомному о своей жизни впервые появляется образ Маргариты.

Мастер знает, что в современной Москве нет хороших стихов, поэтом морщится, узнав, что Бездомный – поэт. Мастер берет с него клятвенное обещание больше не писать. Затем Иван рассказывает ему свое знакомство с Воландом, и мастер понимает, что Иван встретился с дьяволом, который рассказал ему слов в слово главу из романа мастера. «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я! Хоть все и перегорело и угли затянулись пеплом, все же, клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»

В 119 палату привозят управдома Никанора Иваныча, пойманного с валютой, клянущегося, что у них на Садовой поселилась нечистая сила.

 «120-я комната получила жильца. Привезли кого-то, который просит вернуть ему голову». Так в клинику попал конферансье, поплатившийся за то, что дерзнул вставить несколько безобидных слов в выступление «черных магов».

Мастер рассказывает Ивану всю свою историю: выигрыш суммы денег, начало работы над романом, знакомство с Маргаритой, роман не допущен к печати, затем напечатан отрывок в другом журнале и начало беспощадной травли со стороны литературных критиков, от которой Мастер заболевает психической болезнью. К тому же к нему приходят и забирают его в тюрьму. Из тюрьмы он возвращается нищим, разбитым и бездомным, ведь дом его занят, как мы узнаем позже, предателем-другом Алоизием. Он хочет броситься под трамвай, но не может, потому что боится всего, даже трамваев. Тогда Мастер идет в клинику Стравинского, в которой и лежит вот уже 4 месяца.

Глава 14 Слава петуху!

Финдиректор Римский остался после представления черных магов у себя в кабинете. Он наблюдает, как все одевшиеся только что в магазине у магов женщины остались без этой одежды, в одном нижнем белье. И опять из свиты Воланда звонят и предупреждают, чтобы ничего не сообщали в полицию о происшедшем. «Тихий, в то же время вкрадчивый и развратный женский голос шепнул в трубку: – Не звони, Римский, никуда, худо будет». К Римскому приходит злобный и лживый призрак бывшего коллеги Варенухи, ставшего вампиром, и затем влезает через окно труп Геллы, но крики петуха прогоняют их. Поседевший и состарившийся за одну ночь Римский уезжает из города на курьерском поезде.

Глава 15 Сон Никанора Ивановича

Попав в полицию за хранение валюты, Босой признается там сумасшедшим, так как крестится, божится и говорит про нечистую силу, поселившуюся в квартире номер 50. Но мимоходом он успевает сдать своего коллегу Пролежнева, донеся о его взяточничестве. В клинике ему снится сон: ведущий обвиняет сидящих в зале небритых мужчин за то, что они хранят у себя валюту. Присутствующих принуждают сдать государству все свои сбережения в валюте и золоте. Для этого читается даже поэма Пушкина о «Скупом рыцаре». Небритых мужчин оскорбляют, называют негодяями и кормят в антракте пустой похлебкой. Никанорыч проснулся и криками встревожил пациентов из всех соседних палат: бывшего конферансье, потерявшего голову, Мастера и Ивана. Иван потом все же засыпает, видя начало казни на Лысой горе.

Глава 16 Казнь

Левий Матвей следует за Иешуа, моля небо о том, чтобы мучения учителя на столбе посокрее закончились. Небо будто услышало его мольбы и проклятия и послало смерть Иешуа. И когда началась гроза и войска ушли, Левий снимает со столба и похищает тело своего учителя.

Глава 17 Беспокойный день

В театр Варьете после вчерашнего сеанса черной магии очередь длиной в километр, но сеанс отменяется, так как все начальство бесследно исчезло. Бухгалтер Василий Степанович поехал сдать кассу в зрелищную комиссию, но увидел вместо председателя пустой костюм, сидящий за столом и водящий ручкой без чернил по бумаге. Случилось это потому, что председатель не захотел принять Кота Бегемота, утверждавшего, что тот «ничем не занят» и должен его принять : «Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!» А тот, вообразите, улыбнулся и говорит: «Черти чтоб взяли? А что ж, это можно!»

Тогда бухгалтер пошел в филиал комиссии, где увидел другое недоразумение: все работники филиала, совершенно того не желая, поют хором песню «Славное море, священный Байкал». «Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера». Все это устроил клетчатый «регент» в пенсне, пришедший по просьбе заведующего организовать хоровой кружок, а потом исчез. Весь состав филиала во главе с заведующим был погружен в три грузовика и отправлен в клинику Стравинского. Тогда «совсем потерявший голову бухгалтер добрался до финзрелищного сектора, надеясь наконец избавиться от казенных денег». Но сдавая деньги в кассу, он увидел, что вместо рублей там иностранные купюры. Его арестовывают за наличие валюты.

Глава 18 Неудачливые визитеры

Дядя покойного Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, приезжает в Москву, чтобы постараться унаследовать квартиру. Но в домоуправлении никого нет (всех забрали в полицию), а кот и Азазелло вышвыривают его из квартиры и спускают по лестнице. Но (в отличие от Ивана, который бросился бы в этом месте докладывать о нечистой силе), Поплавский никуда не пошел и тихо уехал обратно в Киев. В квартиру 50 приходит другой посетитель – «Человечек был буфетчиком в Варьете и назывался Андрей Фокич Соков». У Воланда оказалось, что простые бумажки, в которые превратились деньги в его кассе, вновь стали червонцами. Сокова отчитали за несвежие продукты в его буфете и угостили свежайшим мясом, зажаренным тут же в камине на шпаге, но также предсказали его скорую смерть через 9 месяцев. Он сильно постарел за время визита, а его шляпа превратилась в котенка, исцарапавшего ему всю голову. Соков мигом бежит к специалисту по раковым болезням Кузьмину. Когда Соков уходит, успокоенный доктором, к тому врачу врывается наглый воробушек, танцует под фокстрот «Аллилуйя», начавший играть в соседней комнате. «Воробушек же тем временем сел на подаренную чернильницу, нагадил в нее (я не шучу), затем взлетел вверх, повис в воздухе, потом с размаху будто стальным клювом ткнул в стекло фотографии, изображающей полный университетский выпуск 94-го года, разбил стекло вдребезги и затем уже улетел в окно». (Эта пташка напоминает поведение Маргариты чуть позже, в квартире Латунского).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 19 Маргарита

«С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. … Через 10 лет жизни с мужем она встречает мастера, но судьба разлучает их, так как мастера осуждают из-за его романа.

«Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? … ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». В то осеннее утро она вернулась, когда Мастера уже забрали в тюрьму. «Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» И вот прошла зима, наступила весна, и наконец она увидела во сне на пятницу мастера в странной местности, который манил ее рукой. Днем в эту пятницу она наблюдает похороны Берлиоза без его отрезанной головы, которая украдена. «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» и тут же  в ответ на эту ее мысль рядом появляется Азазелло. Она соглашается «идти к черту на кулички», лишь бы получить возможность что-то узнать о мастере.

Глава 20  Крем Азазелло

Натершись вечером кремом, полученным от Азазелло, Маргарита молодеет на 10 лет и ощущает радость и невесомость. «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла со всей ясностью, что именно случилось то, о чем утром говорило предчувствие, и что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда». Маргарита дарит остатки крема Наташе, шокирует, чтобы позабавиться, своей наготой соседа и затем навсегда улетает из квартиры на метле.

Глава 21 Полет

Маргарита отправляется летать над Москвой и случайно встречает дом Драмлита, где находит квартиру Латунского, который зло критиковал роман мастера. Она нещадно громит квартиру, а затем бьет окна во всем доме, пока не увидела маленького мальчика, которому стало страшно. Маргарита отправляется на неизвестную реку, где купается, знакомится с водяным, русалками и затем отправляется обратно в Москву на бал сатаны.

Глава 22 При свечах

Грач привозит Маргариту в машине по воздуху, на кладбище ее встречает Азазелло и они прилетают в квартиру Воланда. Но там появляется бесконечная лестница вверх и наверху необъятный зал с колоннадой. Коровьев понравился Маргарите. В комнате со свечами она впервые увидела Воланда, сидящего на кровати с грязными простынями. В этой главе (впервые) вся свита Воланда показана невероятно обаятельной. Кот очень забавно шутит, все галантны и учтивы. Маргарита прижимается к Воланду, натирает его ногу мазью и задушевно  с ним беседует.

Глава 23 Великий бал у сатаны

Маргариту омыли кровью, а затем натерли розовым маслом (которое ненавидел больше всего Пилат). На балу множество гостей, бывших в жизни преступниками, прикладываются к колену Маргариты, которая исполняет роль королевы бала. Лишь одна гостья, Фрида, вызвала сострадание Маргариты: «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами». Она просит не показывать ей больше платок. «– Какой платок? – спросила Маргарита. – К ней камеристка приставлена, – пояснил Коровьев, – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает». «С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка».

Приняв всех гостей, Маргарита так устала, что расплакалась от боли, но опять ее омыли кровью, и стало легче. Когда кончились танцы, принесли живую голову Берлиоза на блюде. Воланд разговаривает с головой Берлиоза: «каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. – Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый, с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп. Крышка черепа откинулась на шарнире». Затем на бал пришел барон Майгель — единственный живой человек на этом балу, если не считать Маргариты и Наташи. Воланд  его убивает за то, что он хотел подслушать и подсмотреть все, что творится на балу. Его кровью наполняют чашу из черепа Берлиоза. Воланд пьет и его грязная домашняя одежда меняется, превращаясь в рыцарскую. Маргариту тоже заставили выпить, и тут же бал исчез, все приглашенные вновь превратились в трупы, а Маргарита оказалась в обычной обстановке той же квартиры номер 50.

Глава 24 Извлечение мастера

Маргарита может исполнить любое свое желание, и она просит, чтобы Фриде больше никогда не показывали тот платочек, которым та заткнула своего младенца, закапывая его заживо. Воланд позволяет ей исполнить это доброе дело, и настаивает, чтобы она теперь попросила о чем-то своем, личном. Тогда Маргарита высказывает свое заветное желание – вновь обрести своего мастера. Он появляется тотчас же рядом, но он болен, подавлен и не может испытывать никакой радости. Воланд лечит его питьем и возвращает ему все потерянные рукописи его романа, а также дарит Маргарите золотую подкову. Также свита Воланда возвращает им их прежнюю квартирку, присвоенную доносчиком Алоизием, дает оставленные Маргаритой в ее квартире деньги мастера и дарит волшебные документы. Они возвращаются в свою квартирку, чтобы жить там теперь вместе. Маргарита всю ночь перечитывает любимый роман мастера:

Глава 25 Как прокуратор пытался спасти Иуду

После казни Иешуа, тьма и ураган в Ершалаиме. Прокуратор в очень завуалированной форме дает понять начальнику тайной службы Афранию, что Иуда из Кириафа должен быть убит этой ночью. Афраний понял Пилата и дает приказание красавице Низе завлечь Иуду в темноту за городом. Иуда убит по приказу Афрания. Прокуратору снится сон, в котором он встретился вновь с бродячим философом (Иешуа), и они с удовольствием дискутируют. Пилат просыпается, награждает афрания за его службу и затем беседует с приведенным левием матвеем. Он хочет дружить с тем, кто ему напоминает об Иешуа. Но тот отказывается жить в Кесарии рядом с Пилатом и принимает в дар от Пилата лишь кусок пергамента. Пилат остается один и засыпает под утро.

Глава 27. Конец квартиры № 50

Маргарита, дочитывая это место в романе, тоже встречает рассвет и идет спать. Но не спит до сих пор целый этаж в учреждении, в котором занимаются делом Воланда и пытаются понять все то, что он натворил в Москве. Финдиректор Римский найден в ленинградской гостинице в шкафу, мечтающим о том, чтобы его закрыли в бронированной камере с охраной. Лиходеев возвращается из Ялты на аэроплане и после допроса заключен в камеру по собственной просьбе. В сумасшедшем доме найдены управдом Босой и конфераньсе из Варьете. Следователь лично зашел в палату к Ивану Бездомному, но уже совсем того не интересует, ведь Иван больше не хочет наказывать Воланда. В свою квартиру возвращается и Варенуха. Он не может ничего рассказать следствию из страха «мести воландовской шайки» и тоже просит, чтобы его заключили в камеру. Наконец удалось зафиксировать и наличие жильцов в бесовской квартире 50. «– А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе. – А это нас арестовывать идут, – ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку. – А, ну-ну, – ответил на это Коровьев». Пришедшие военные пытаются поймать кота, но он открывает стрельбу, начинается бешеная перестрелка, все бьют не промахиваясь, но никто не получает ран. В соседней комнате говорят о том, что субботний вечер, и свите Воланда надо покидать Москву (так как скоро воскресение- день божий). Кот поджигает квартиру и улетает первым, за ним улетают остальные обитатели квартиры вместе с Воландом.

Глава 28 Последние похождения Коровьева и Бегемота

Кот и Фагот начинают хулиганить в роскошном валютном магазине: Кот ест все подряд без оплаты, а Коровьев его защищает речами, которые вызывают симпатию к ним в толпе, и все не очень богатые покупатели начинают громить витрины. Убегая от милиции, кот окатывает прилавки бензином из примуса, и все загорается. Затем они приходят отдохнуть в Грибоедовский ресторан. Заведующий ресторана Арчибальд Арчибальдович сразу понял. кто они, и заранее готовит свой побег через черный ход с двумя балыками под мышкой. Остальные убегают, уже когда все загорелось вместе с самим домом грибоедовской «тетки» из-за стрельбы прибежавшей милиции.

Глава 29 Судьба мастера и Маргариты определена

Воланд и Азазелло стоят на верху старинного здания в черных плащах и наблюдают всю Москву. Тут к Воланду приходит Левий Матвей, который передает просьбу Бога о том, чтобы Воланд взял мастера и Маргариту с собой и обеспечил им покой. «– А что же вы не берете его к себе, в свет? – Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий. – Передай, что будет сделано, – ответил Воланд». Азазелло летит устраивать судьбу мастера и Маргариты согласно божьей воле. Воланд ждет грозы, которая «довершит все, что нужно довершить», чтобы затем тронуться в путь. И на Москву находит та самая тьма, которая в романе мастера накрыла Ершалаим во время казни Иешуа. «Все пропало, как будто этого никогда не было на свете». 

Глава 30 Пора! Пора!

Азазелло приходит в дом мастера и отравляет обоих вином Понтия Пилата, похожим на кровь. После этого он убеждается, что в московской квартире скончалась в ту же минуту мрачная Маргарита, которая никогда не знала мастера. Тогда он возвращается в дом к любовникам и вновь поит их тем же вином. Они оживают для вечности. Они предают огню жилище мастера: «– огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем», пояснят Азазелло. «– Гори, гори, прежняя жизнь!– Гори, страдание! – кричала Маргарита». На трех черных конях они улетают по небу, но мастер хочет проститься с Иваном. Он одобряет желание Ивана написать продолжение его романа и прощаясь, называет его своим учеником. И в тот же момент за стеной в соседней палате умирает тело мастера. А душа его уже вновь несется на черном коне.

Глава 31 На Воробьевых горах

Все встречаются на холме и держат путь на запад. Но мастеру разрешено попрощаться с городом навсегда: «Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно – предчувствием постоянного покоя». Мастер долго прощается  с городом, то грозя ему, то тоскуя, и остановил его только страшный свист Коровьева, от которого треснула земля и вырвало дуб.

Глава 32 Прощение и вечный приют

Чем ближе к полуночи, тем больше все члены свиты во время своей езды теряют свои маски и превращаются  в тех, кто они есть на самом деле. Шут Коровьев превратился в мрачного рыцаря. Ему больше не нужно шутить, так как он отбыл наказание за неудачную шутку о тьме и свете. Кот оказался худеньким молодым пажом. Азазелло лишился клыка, теперь «оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные», Он «летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца». Мастер тоже изменился. «Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор».

«И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд».

Они прибыли в глухую безрадостную местность, где залитый лунным светом сидит Пилат с собакой. «– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…

«Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!» – предлагает Воланд мастеру. Тот кричит Пилату: «- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» И Пилат покинул свое пустынное место, побежав в оказавшийся на конце лунной дорожки Ершалаим. Мы догадываемся, что он бежит туда, чтобы поменять свою прежнюю роль, в которой он так раскаивается, на роль бедного и оборванного, как Левий матвей, который все оставил ради Иешуа. Так был окончен роман мастера.

Мастеру предлагается особая дорога, путь творца, похожего на Фауста, путь поэта: Воланд со свитой исчезает, и мастер с подругой оказываются в тихой приятной местности на рассвете.

И память о страдании начала отпускать мастера. «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

Эпилог

Иван Бездомный перестал быть членом общества литераторов, стал профессором истории и зовется теперь своим настоящим именем — Иван Понырев. Каждое весеннее полнолуние он приходит на патриаршие пруды. Тогда он ходит по Москве и вспоминает все, что было, а каждый месяц в полнолуние видит во сне героев романа мастера, самого мастера и Маргариту.

 

 

 

Смотреть сериал В. Бортко «Мастер и Маргарита»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением