Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Проблематика и содержание

Жанр поэмы указывает на то, что перед нами лироэпическое произведение: повествование пронизано присутствием лирического героя.

Поэма, начатая в 14 лет и наконец законченная в 1839 году, написана в духе романтизма, несмотря на то, что в эти годы в творчестве русских авторов и самого Лермонтова уже начинает развиваться реализм (роман «Герой нашего времени», во многом реалистический, пишется в 1838- 1840 годах).

В центре поэмы – образ демона, являющийся очень важным для понимания всего романтического направления.

Романтизм и образ демона

Образ Демона или любого заклейменного грешника-изгнанника является типичным для западной литературы конца 18- начала 19 века( французские авторы- «Элоа» де Виньи, «Бог» Гюго, Ламартин, «Влюбленный дьявол» Казота, «Трильби» Нодье, английские – творчество Блейка, «Потерянный рай» Мильтона, «Каин» и «Манфред» Байрона, эссе Шелли...).

Образ извечного противника Бога помогал поэтам-романтикам выразить свой протест против религии, которая зачастую виделась им лишь олицетворением неискренних, лицемерных обычаев. Если религия олицетворяла разум, догму, бесчувственную и потому враждебную романтикам авторитарность, то противник религии, Демон, начал восприниматься в русле романтизма как символ чувства, искренности, настоящей, бурной жизни души, символ поиска смысла бытия и живого, исключительно яркого чувства. Бог ассоциировался в таких произведениях с бездушным, безликим, пресным и привычным авторитетом, идолом, который необходимо если не свергнуть, то во всяком случае подвергнуть сомнению, поколебать.

К тому же, образ свергнутого с небес Люцифера пробуждал у романтиков сочувствие своим трагизмом. Ведь лирический герой романтизма также, по определению, лицо исключительное, одинокое, не находящее места в этом мире, он также презирает все бренное и материальное.

Все эти черты роднили романтического лирического героя с образом бывшего ангела, отверженного Богом, проклятого, не находящего себе нигде пристанища.

И все это — несомненно черты лирического героя Лермонтова в большинстве его стихотворений.

Поэтизация образа Демона происходила во всех романтических произведениях той эпохи путем того, что злоба и зависть Сатаны затушевывалась, и враг рода человеческого наделялся чертами ему далеко не свойственными по христианской мысли – тягой к любви, к свету, раскаянием и желанием измениться к лучшему.

Человеку, знакомому с христианской мыслью, подобная трактовка Демона представляется абсолютно наивной, а всякая наивность опасна для жизни. Но романтики мало обращали внимания на христианскую мысль. Романтизм вообще свергал оковы всякой мысли, в том числе и христианской. Его задачей было создавать яркие, исключительные, фантастические образы, как можно более высоко поднимающиеся над всем земным и обыкновенным, в основном трагического звучания (в этом цель и программа данного направления), а образ Люцифера как нельзя более подходил под такую литературную задачу.

Так и в поэме Лермонтова, продолжая уже установившиеся романтические традиции,  Демон показан с явным сочувствием, как существо, с тоской хранящее память о светлом ангельском прошлом. Демон и здесь — существо обиженное и навеки изгнанное Богом, с тех пор осужденное на бесконечное страдание, одиночество, пустоту и бесцельность (при этом, конечно, опускается, за что именно оно было изгнано).

План поэмы

 

Часть I

Здесь показана Экспозиция и первая встреча Демона и Тамары 

 

Далее Лермонтов указывает номера каждой маленькой главы, которая чаще всего соответствует одной строфе, но некоторые части включают в себе несколько строф.

 

  1. Воспоминания Демона о своих «лучших днях» — тех, когда он был чистый херувим, ангелом света.
  2. Став ангелом тьмы, Демон начинает скучать: искусство зла оказалось слишком легким.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.

 

  1. Пролетая над Кавказом, Демон все так же скучает и равнодушен к удивительной красоте горного пейзажа:
И дик, и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

 

  1. Летя дальше над Грузией, Демон все так же холоден:
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

 

  1. Образ большого дома князя Гудала, отца Тамары.
  2. В доме Гудала свадьба княжны Тамары. Описание танца главной героини.

7. Восхищение лирического героя пред небывалой красотой девушки:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

8. Тамару ждет пугающее замужество в чужой стороне, и она невольно грустит.

9. Демон увидел Тамару и ощутил звуки любви.

Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.

10. Караван жениха спешит на брачный пир.

11.Жених не помолился, вопреки дорожному обычаю, у часовни убитого князя, смущенный мечтами о княжне, посланными ему Демоном. Тогда на пути возникли разбойники.

  1. Погублены все всадники и ограблен караван.

13.Конь вывозит на себе мертвого всадника.

  1. Мертвый жених оплакивается во дворе Гудала.
  2. Демон приходит к плачущей Тамаре и утешает ее тем, что не стоит печалиться о земной свадьбе и вообще о земной судьбе, она не стоит слез девушки. Он обещает Тамаре, что будет приходить к ней каждую ночь:
« (...) Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать…».
  1. Тамара восхищена и очарована речью Демона:
Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы,
Огонь по жилам пробегал (...)

 

Часть I I

Показана безуспешная борьба влюбленной Тамары со своим чувством и ее спасение

  1. Тамара просит отца отвезти ее в монастырь, поняв, что ее посещает «дух лукавый» и чтобы исцелиться от своих гибельных мечтаний.
  2. Но и в монастыре Тамара продолжает мечтать о Демоне:
Сиял он тихо, как звезда;
Манил и звал он… но – куда?..

3.Описание монастыря, прибежища Тамары.

  1. Описание горного пейзажа вокруг монастыря.
  2. Но Тамара уже не чувствует радости от этого мира, она рыдает в одиночестве от своей безумной грешной мечты

6.Тамара влюблена в Демона окончательно:

Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему (…)

7.Демон прилетает, но сомневается в своем жестоком замысле. Он чувствует любовь и прожигает своей слезой камень:

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться…

 

  1. Демон решает любить и дарить добро, но ангел-хранитель Тамары закрывает ему путь: «И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра…»

 

  1. Светлый дух укоряет Демона, но тот с вновь проснувшейся злостью прогоняет Ангела, утверждая, что сердце Тамары отдано ему.
  2. Эта глава, кульминация произведения, написана в форме продолжительной сцены (реплик Демона и Тамары). Демон признается в любви и вновь возвращается к желанию творить добро:
О! выслушай – из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…

 

Но Тамара, как и ее Ангел, отвергает Демона и не верит ему. Демон говорит о том, что горести мира не стоят и одной минуты его горестей, ведь он никогда не будет прощен. Он просит ее быть  с ним. Тамара просит его поклясться, что он навек откажется от зла. Демон клянется вечно ее любить и боготворить.

  1. Тамара, поверив Демону, соглашается соединить с ним свою судьбу. Тогда яд его поцелуя проникает в ее сердце и она прощается с жизнью.

12.Старый сторож под окном услышал крик Тамары и спешит в молитве забыть пробужденные им мечтания.

13 -14. Портрет усопшей Тамары

  1. Погребальный поезд Гудала трогается в путь.

16. Эта последняя глава – самая продолжительная в поэме. Ангел-хранитель несет душу Тамары в рай, но встречает на своем пути Демона:

И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»

Душа Тамары видит всю злобу Демона против ангела и пугается Демона, не признавая его больше. Ангел-хранитель уносит ее душу. Демон проклинает свою надежду на любовь и остается вновь один навеки:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Прошли столетья, от замка Гудала остались лишь руины. Уцелел лишь храм, где похоронен весь род Гудала, на самой вершине горы.

Образ Демона в поэме Лермонтова

Демон Лермонтова, увидев красоту Тамары, чувствует в своей душе пробуждение любви и на миг забывает коварство, злобу, зависть. Однако он не способен даже тогда примириться с Богом и забыть свою гордость. С ангелом света, несмотря на свое пробуждение к добру, он продолжает разговаривать холодно и высокомерно (встреча демона и ангела-хранителя Тамары происходит дважды, в момент признания Тамаре в любви и в момент вознесения ее души на небо). Это позволяет полагать, что пробуждение и просветление его было мнимым, а страсть к Тамаре не способна в корне изменить его гордую и жестокую натуру.

Доказательством этого факта (и объяснением непримиримости ангела-хранителя) служит эпизод, в котором Демон не задумываясь губит жениха Тамары, самовольно решив, что она не создана для земного брака. Он насылает на жениха соблазнительные мечты, помешавшие ему помолиться, и приводит к его каравану смерть от руки разбойников. Когда же Тамара оплакивает смерть жениха, то Демон уверяет ее, что смерть человека не стоит ее слез, в мире есть вещи более достойные ее – это вечность, это тайны вселенной, и их он хочет положить к ее ногам. Гибель жениха сделала возможным сближение Демона и Тамары.

Таким образом, просветление Демона мнимо, он остается в основе своей аморален и бесчеловечен. И Тамара, и ее ангел-хранитель понимают это. Однако он просит Тамару поверить ему, как бы возлагая на нее ответственность за свое изменение и вступление на путь добра. Без нее он сделать это неспособен. Итак, Тамара, как бы прекрасна и полна ответной страсти она ни была, оказывается не в состоянии помочь главному герою и спасти его своей любовью. В страхе душа ее прижимается к своему ангелу-хранителю. Демон – вечный изгнанник, ему нет прощения и спасения, и даже любовь к Тамаре не способна изменить злой рок, над ним довлеющий.

Светлый ангел здесь подспудно показан как враждебный герой, поскольку закрывает Демону врата раскаяния и пути к добру, а Тамара – как слабое существо, любовь которой оказалась не столь сильна. Вся вина таким образом словно возложена на них. Демон же показан как несчастная жертва, которой не хватило добра и любви мироздания. Сами силы света показаны как не способные понять, простить и полюбить нашего демона. Получается, у него есть резон быть злым, нести в себе зло и обвинения в адрес Бога.

Такая трактовка объясняется распространением атеизма, начиная с 18 века, и она в свою очередь во многом подготовила идеи революции во многих странах (Люцифер – первый бунтарь и революционер). Ведь любая революция прежде всего – это оправдание собственного зла и жестокости. Так и Демон убеждал Тамару, что ей следует быть, как облака, равнодушной к земным горестям:

Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

 

Образ демона является отражением многих типичных черт лирического героя Лермонтова: это герой, любовь которого невозможна, отовсюду изгнанный, отвергнутый, ощущающий вечную пустоту жизни. В таких чертах его, как бесцельность жизни, презрение ко всему и гнетущая пустота в сердце, а также причинение людям зла от скуки, мы без труда узнаем и Печорина из романа «Герой нашего времени».

Итак, если говорить об идее и проблематике, то ничего принципиально нового для трактовки образа Демона Лермонтов не сказал. Он не убедил нас также в раскаянии и просветлении героя.

Почему же поэма столь важна и привлекательна, вне зависимости от того, какая именно общая идея в ней выражена?

Об этом в следующей статье.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением