О чем нам нужно молчать? Анализ стихотворения Тютчева «Silentium !»

 

analiz-silentium!tutcheva-1

Ф.И. Тютчев. Silentium!

 

Смысл стихотворения

Стихотворение выражает неверие лирического героя в способность быть понятым, причем в категоричной форме – "таи ... и чувства и мечты свои».

И чувства, и мечты должны быть безмолвными, «как звезды в ночи». Потому что звездами можно любоваться, но высказать и понять их красоту и значение невозможно. Так и с нашим внутренним миром. Он настолько же загадочен и непередаваем, как звезды.

Еще внутренний мир метафорически уподобляется глубокому подземному роднику («ключам»). Не нужно предавать свою внутреннюю тайну – выдавать тот родник мысли и чувства, который питает тебя. Он должен оставаться секретным. Следует лишь «внимать пенью» «таинственно-волшебных дум» и хранить молчание.

Если мы нарушим этот запрет и попытаемся высказать наши самые глубокие (не случаен же образ родниковых ключей) душевные тайны, то из этого выйдет лишь «ложь».

Ложь в данном контексте не означает, что человек хочет лгать; имеется в виду не преднамеренная, а невольная ложь. (На мой взгляд, это очевидно, но приведу и другие мнения чуть ниже).

То есть человек при всем своем желании не сможет передать свою сокровенную мысль такой, какой она является на самом деле. Поэтому другой человек, не сумев ее понять, исказит ее в своем восприятии, и так невольно получится «ложь».

Художественные особенности

Разберем художественные особенности, отличающие стихотворение от прочих.

В названии важно отметить восклицательный знак, что передает именно настоятельный призыв к молчанию. Заметим, что позднее у Мандельштама будет стихотворение с таким же названием, но без восклицания.

В названии отражено множество аллюзий, как отмечает Илья Виницкий. Это и культ молчания у католиков, в среде которых жил Тютчев в Баварии, и призыв к молчанию студентов либо перед слушанием лекции, либо перед распеванием студенческих песен на университетских праздниках. Это и ораторский призыв у Горация и Цицерона, которых Тютчев знал и переводил.

Все стихотворение по смыслу — это оксюморон, противоречие самому себе, потому что, призывая к молчанию, поэт все же говорит.

Интимность и проникновенность тону придает обращение на «ты» — «Молчи, скрывайся и таи…». Из чего мы понимаем, что, скорее всего, поэт обращается прежде всего к самому себе.

Риторический вопрос, причем три вопроса идут один за другим, что создает эффект усиления, придания интенсивности проблематике стихотворения:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Эти вопросы заканчиваются категоричным афоризмом: «Мысль изреченная есть ложь».

В стихотворении есть такая антитеза, как звезды (символ внутреннего мира, который познается лишь в одиночестве) – и противопоставленные им «дневные лучи», дневной «наружный шум» (символ человеческого общения, которое рассеивает сознание, отдаляет внимание человека от своей душевной глубины).

Композиция

Каждая строфа (их всего три) оканчивается эпифорой с синтаксическим параллелизмом: " глагол в повелительной форме + тире и призыв к молчанию: « — и молчи»:

«Любуйся ими – и молчи».

«Питайся ими – и молчи».

«Внимай их пенью – и молчи!.

В итоге, стихотворение напоминает по этой детали формы песню, поскольку содержит рефрен. Илья Виницкий отмечает в этой связи родство стихотворения со студенческой немецкой песней (Тютчев посещал лекции в баварских университетах).

Первая строфа имеет кольцевую композицию в том смысле, что начинается и заканчивается словом «молчи».

 

Немного биографии

Стихотворение создано в безмятежный и счастливый период жизни поэта. 1830 год, ему всего 27 лет. Он молодой дипломат, окруженный вниманием лучшего общества культурной Германии. С 1826 года находится в тайном союзе с Элеонорой Петерсон, который завершается официальным браком в 1829, и оба любят друг друга.

Тютчев блистает в обществе своим остроумием и мастерством светской беседы. Это было его отличительной чертой всю жизнь, будь то в высшем свете Мюнхена (молодые годы) или Петербурга (вторая половина жизни).

Что же подвигло поэта, признанного и успешного, имеющего множество самых лучших и интересных друзей (среди них Гете, Шеллинг, Гейне), написать стихотворение о том, что собеседник не может тебя понять?

С одной стороны, можно выдвинуть биографическую версию. Его первая супруга, прекрасная немка Элеонора, которую он горячо любил, далеко не была такого же интеллектуального уровня, как он сам. Возможно, он сталкивался неоднократно с неправильным пониманием с ее стороны многих его мыслей и высказываний. Не случайно совсем скоро, в 1833 году, Тютчев встретит другую женщину, которая заворожит его не только красотой, но и умом и духовной родственностью. Вероятно, именно этого поэту не хватало?

Но более верным и глубоким пониманием стихотворения нас вооружит знание не только его биографии, но и всего литературного направления той поры.

 

Основная мысль и литературное направление

Главная мысль стихотворения принадлежит романтизму:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум (...).

Именно романтизм провозглашает огромную ценность внутреннего мира, творческого воображения человека, составляющего его главную ценность. Романтизм создает обособленного героя, непонятого обществом. Окружающие люди в романтизме воспринимаются неспособными понять лирического героя.

На мой взгляд, стихотворение не говорит о том, что нужно молчать вообще обо всем и стать немым человеком). Есть (должны быть) в нашей душе наиболее потаенные и наиболее «волшебные» чувства и идеи. Именно их нужно нам скрывать, поскольку язык для них просто бессилен. В этом смысле стихотворение часто связывают с другим произведением на тему романтической таинственности внутренних переживаний — «Невыразимым» В.А. Жуковского.

Хотя, например, Роман Лейбов, известный современный тютчевед, считает иначе: что Тютчев категорически не верит в возможность любого душевного самовыражения. То есть молчать лучше действительно вообще о любых эмоциях, они все в принципе будут непонятны окружающим.

Кстати, именно поэтому, как отмечает Р. Лейбов, Тютчев столь мало значения придавал сохранности и качеству своих стихов. Он часто их попросту выбрасывал. Видимо, поэт считал, что его произведения все равно не передают того, что он хотел выразить.

Вот почему исследователь также против того, чтобы связывать стихотворение с понятием «невыразимого» у В.А. Жуковского. Ведь для Жуковского «невыразимое» — это, наверное, скорее гипербола, чем реальное неверие в возможности поэзии.

Андрей Немзер считает, что стихотворение отражает неверие автора в человека и мироздание в целом. А. Немзер проводит аналогию с библейским текстом — псалмом 115, в котором говорится: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Этот псалмический стих — о том, что нельзя верить людям, ибо все они ненадежны, — можно верить лишь одному Богу. 

Мысль этого псалма, как отмечает Немзер, была продолжена Державиным в оде «Фелица»(1782):

Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.

Однако, на мой взгляд, в псалме 115 и у Державина идет речь именно о преднамеренной лживости людей. В то время как у Тютчева говорится о «лжи» непреднамеренной, невольной. О невозможности, при всем желании, точно передать некоторые свои чувства и мысли. Это не ложь самого человека, это ложь языка. Стихотворение — о бессилии, о немощи человеческого языка касаемо определенных сложных переживаний, мыслей нашей души.

Кто прав, судить вам...

Итак, я пока более склонна понимать так: произведение — о невозможности передать свои наиболее потаенные сердечные переживания. Такой, скрытый от всех глаз, внутренний мир самых избранных, самых прекрасных идеалов и эмоций должен быть, в идеале, у каждого человека.

Пример героя с романтическими чертами, который может для нас иллюстрировать это правило Тютчева – Татьяна Ларина в романе Пушкина («дика…молчалива»), которая никогда не рассказывает лишним людям о своих таинственных переживаниях. Антитеза Татьяне – Владимир Ленский, который много говорит о своем чувстве. В результате он вызывает насмешку как его друга Онегина, так и, в какой-то степени, самого автора.

Еще один пример героя, который оберегает свои наиболее сокровенные переживания ревнивым молчанием – это Мцыри Лермонтова (эпизод встречи с грузинкой).

А может быть, у вас есть свои примеры ? И с кем вы согласны, со мной или с другими исследователями? Буду рада узнать!

Ваш автор данного сайта, Надежда Иванова

 

 

Кантата Бориса (не Петра!) Чайковского на стихи Ф.И. Тютчева («Молчи, скрывайся и таи...»). Пение начинается с минуты 11:11.

Обновлено: 02.01.2021 — 14:19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением