М.Ю.Лермонтов и его произведения

lermontov

Михаил Юрьевич Лермонтов

Талант Михаила Юрьевича Лермонтова настолько велик, что кроме этого поэта никто не может быть сравним с «солнцем русской поэзии», Пушкиным. И это несмотря на то, что девятнадцатый век подарил России множество замечательных и интересных авторов. Несмотря даже на то, что эти два великих поэта кардинально отличаются друг от друга в своем мировосприятии.

В отличие от Пушкина, который относился к жизни с юмором и от всего творчества которого веет гармонией, личность и творчество Лермонтова неоднозначны. Обусловленное его временем, а также личной биографией, творчество дышит обвинениями — в адрес возлюбленных, общества, всего мира и самого Бога.

Казалось бы, жалобы на непонимание и одиночество — вот что мы зачастую встречаем в его стихотворениях. Вопреки этому, что же заставляет нас любить этого поэта?

Чтобы ответить на этот вопрос, я попытаюсь передать, что мне дорого и близко в творчестве того, кого по праву называют преемником самого великого русского поэта.

В персонажах поэм «Демон» (1828—1839), «Мцыри» (1839), в таких стихотворениях, как «Парус» (1832), мы видим истинно романтического героя, с его страдающей мятущейся душой:

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Он ищет чего-то, чего нет и быть не может в этом бренном мире: высший идеал. Разочарование в существующем порядке вещей,  в сущности окружающих людей не имеет границ, что отражено и в гневном обличении, которое представляет собой стихотворение «Смерть поэта» (1837). Лермонтов очень любил Пушкина, и тем сильнее ненавидел его обидчиков – представителей светской толпы.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

В некоторых творениях своей зрелой лирики (после 1837 года) — например, в стихотворении «Родина» (1841), тон поэта более сдержанный и умиротворенный, чем во многих ранних произведениях, и этим он мне даже напоминает пушкинский:

Но я люблю — за что, не знаю сам-

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям (…)

Впрочем, часто, когда Лермонтов воспевает природу, он находит тот внутренний покой, который обычно ему чужд.

Другое отличие зрелого периода творчества – подчас лирический герой начинает обвинять не только внешний мир (или кого-то в нем, например, возлюбленную), но и себя самого, включив себя в свое поколение, а значит, и в общество. Герой теперь осознает себя неотъемлемой частью общества, как в стихотворении «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

То же происходит и в романе «Герой нашего времени» (1840), где мы наблюдаем частичный переход от романтизма к реализму: герой критически оценивается, осмысливается как часть общества и при этом очень неоднозначен. Кроме того, здесь уже герой понимает, что сам не умеет любить, а вовсе не страдает от безответной любви, как во многих стихотворениях поэта.

Несмотря на реалистические элементы в прозе, в лирике Лермонтова всегда сохраняется романтический мотив жестокой реальности, отвергающей героя, не отвечающей его ожиданиям: «Листок» (1841), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841), «Утес» (1841), любовная лирика. Мир не нуждается в нем. Мы можем здесь не согласиться с поэтом, но сила его пера такова, что переживания лирического героя не могут не тронуть душу. Так, в поэме «Демон» (1839) «дух изгнанья» – типичный романтический герой:

Давно отверженный блуждал

в пустыне мира без приюта (….).

Мы сочувствуем ему, влюбленному в княжну Тамару неземной любовью и потерпевшему поражение в своей борьбе за девушку:

И проклял демон побежденный

мечты безумные свои…

Итак, несмотря на свойственные им трагизм и скорбь, произведения Лермонтова завораживают нас. Все дело в том, что и поэзия, и проза Лермонтова пронизаны необыкновенной красотой и выразительностью. К тому же, мы начинаем понимать, что герой обвиняет то, что больше всего любит – например, Родину, русский народ за его излишнюю покорность («Прощай, немытая Россия»- 1841). Истоки его недовольства окружающим миром – именно в неравнодушии к нему, именно в желании сделать в этой жизни что-то особенное, полезное для всех.

Именно поэтому автор сопоставим с величайшими поэтами его времени на мировом уровне, такими, как Пушкин, Байрон, Шиллер, Гюго. За свою короткую жизнь он сумел много вложить в сокровищницу русской культуры, поэтому мы любим и ценим этого поэта. Наверное, если бы его лирический герой мог нас услышать, мы могли бы сказать ему о том, что он тот самый настоящий герой, каким он всегда хотел быть, и что он оказался нужен миру и обществу.

Lermontov i ego proizvedenia

М.Ю, Лермонтов

Понравилось ли вам сочинение? Расскажите в комментариях! (Если да, то подпишитесь на новости нашего сайта, чтобы получать на почту все свежие сочинения!)
Будет здорово, если вы поделитесь в соцсети и так расскажете друзьям, что вам был полезен этот текст. Спасибо вам за интерес к русской литературе! Она воспитывает нашу душу. Давайте читать русских классиков вместе!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением